О вкусном серьезно


Сегодня наш разговор пойдет о рынке кейтеринга, и во всех тонкостях нам поможет разобраться наш старинный партнер Jet Catering в лице коммерческого директора Евгения Панина

Постоянные читатели BizavNews уже привыкли к тому, что мы достаточно много пишем о кейтеринге, вернее о вкусной его части. Однако отечественный рынок этих услуг уже смело можно отнести к разряду полноценного сегмента, со своими особенностями и трендами. Поэтому в этот раз разговор пойдет именно о рынке кейтеринга, и во всех тонкостях нам поможет разобраться наш старинный партнер Jet Catering в лице коммерческого директора Евгения Панина. 

Евгений, отечественный рынок авиационного кейтеринга в бизнес-авиации за последний год не особо радует нас какими-либо значимыми событиями. Сложилось такое впечатление, что этот сегмент находится в глубокой стагнации, и перспектив роста в ближайшее время не предвидится. Каково истинное положение на отечественном рынке, и что нам ожидать в будущем?

В стагнации находится вся отрасль, а с ней и авиационные кейтеринги. Соглашусь, что за последние годы на рынке не появилось ни одного нового сильного игрока, хотя было множество интересных проектов и попыток выйти на рынок новым компаниям. К сожалению, никто не имел большого успеха, так как московский рынок перенасыщен предложением по питанию для бизнес-авиации. Многим ресторанам кажется, что питание для бизнес-авиации ничем не отличается от питания на вынос. Поэтому только ленивый не попробовал свои силы в данной отрасли. Тем более, если ресторан работает в дорогом сегменте, а гости или владелец ресторана пользуются услугами бизнес-авиации. При данном подходе фиаско неминуемо. Не соблюдаются стандарты отдачи питания для авиации, и вместо восторга на борту, пассажир получает то, что получает.

Сейчас, время сильных!!! Рынок сформировался, все участники ясны. У каждого свой путь и философия. Кто-то делает ставку на «локал фуд», кто-то привозит «санкционку», кто-то пиарит своего шеф-повара, кто-то рассказывает о своих дополнительных услугах, кто-то подкупает ценой. Так что на рынке остались только сильные, стойкие и верующие в хорошее будущее компании.

Я уверен, что в будущем мы пойдем по европейскому пути – рестораны станут уступать авиационным сертифицированным кейтерингам. Исторически в России рынок питания для бизнес-авиации формировался на основе ресторанной отрасти, так как авиационные специализированные кейтеринги были не в состоянии отвечать требованиям высокой кухни. Сейчас ситуация меняется, большинство авиационных кейтерингов открывают дочерние фирмы, которые специализируются на отдаче питания для бизнес-авиации. Главное в нашем деле безопасность – безопасность питания. А ее может предоставить только кейтеринг, который находится непосредственно в аэропорту. Блюдо приготовили и доставили на борт через 30 минут после приготовления. Вот это настоящий уровень бизнес-авиации. К нему и будет стремиться весь рынок. Поэтому мы увидим смещение «весов» заказов в сторону авиационных кейтерингов.

Анализируя активность кейтеринговых компаний за рубежом, мы в очередной раз убеждаемся, что этот бизнес при грамотных маркетинговых шагах может приносить не только прибыль, но и стать инвестиционно привлекательными. Почему в России крупные компании, так или иначе работающие в сегменте деловой авиации, все чаще считают его факультативным источником бизнеса?

Все просто – дело в количестве рейсов и маржинальной составляющей бизнеса. Нельзя сравнивать наш рынок с зарубежным по многим причинам. На наш рынок влияют множество как внешних, так и внутренних факторов. Но хочется верить, что в скором времени ситуация начнет меняться и в целом рейсов бизнес-авиации станет больше.   

Можно ли утверждать, что главными конкурентами Вашей компаний в настоящее время являются крупные рестораны, отели и т.д.  (сетевые и не только), и как сделать так, чтобы клиенты не ощущали различие между брендом и реальным качеством, которое предоставляет, например, Jet Catering? Вообще, это реально в России?

Как я говорил ранее, мы видим направленность в развороте рынка в сторону авиационных кейтерингов. Но бренд для многих клиентов играет сейчас основополагающую роль. Ну и кейтерингам надо подтягивать свой уровень. Мы пригласили на нашу кухню весьма одаренного шеф-повара Дмитрия Григорьева. Он разработал для нас авторское меню на основе молекулярной кухни, которое вы не встретите ни в одном ресторане. Наша команда провела ряд дегустаций с участием пассажиров бизнес-авиации, и мы сразу получили предложение по инвестициям в проект разработки сети ресторанов под данную концепцию. Но мы вежливо отказались от этой идеи. Данные блюда вы можете попробовать только на борту самолета – в этом и есть эксклюзив. Ну и кто из ресторанов может похвастаться тем, что пассажир ждет полета, дабы попробовать блюда от нашего Шефа? 

Можно ли в реалиях отечественного рынка бизнес-перевозок говорить о создании в стране в будущем каких-либо крупных совместных предприятий, или все же этот сегмент достаточно узок или даже не интересен для долгосрочных вложений?

Наоборот, реалии рынка подталкивают нас к слиянию, сплочению и образованию крупных совместных предприятий. Все больше крупных отечественных авиационных кейтерингов обращают свое внимание на сегмент бизнес-авиации. В условиях сокращения рационов питания на рейсах регулярных перевозок, производства кейтерингов остаются не дозагружены. Разумеется, они начинают искать приток заказов в других сегментах.

Составляют ли конкуренцию компаниям этого сегмента «классические» кейтеринг-фирмы, занимающиеся поставками бортпитания регулярным авиаперевозчикам?

В данный момент, нет. Но в будущем большинство рынка отойдет именно «классическим» кейтерингам.

Вернемся к реалиям текущего года. Насколько изменилась «корзина» клиента. Можно ли говорить, что заказчики оптимизируют свои расходы, включая питание во время полета?

О да, Вы правы на 100%. Оптимизация видна во всем. Средний чек понизился на 10-20% по сравнению с прошлыми годами. Авиакомпании пытаются оптимизировать затраты на всем. Большинство авиакомпаний стали закупать все дополнительное оборудование для рейсов самостоятельно, не обращаясь к кейтеринговым компаниям. Это цветы, вода, конфеты, тапочки и т.д.

Какие из Ваших предложений наиболее востребованы сейчас, и какие виды меню будут предложены клиентам в преддверии традиционного летнего сезона?

Сейчас у нас «стреляет» меню от Шеф-повара – высокая молекулярная кухня. Но также, в преддверии отпусков, мы разработали обширное меню для наших маленьких пассажиров – детское меню. Разумеется, как и всегда востребована услуга комбинации заказов из разных ресторанов. 

Расскажите, пожалуйста, о будущих проектах вашей компании.

Основной и самый главный проект нашей компании – это открытие производства в аэропорту Шереметьево, которое планируется этим летом. Также мы планируем открыть ресторан авторской кухни от нашего шеф-повара. Проектов много и все они амбициозные. Компания расширяется и развивает новые направления. Так что в ближайшее время мы увидим компанию Jet Catering в новом амплуа. Не буду раскрывать все карты, осталось немного потерпеть.