От коммерческого лайнера до Pilatus


У Ника Гамметера многолетний опыт работы пилотом коммерческого лайнера, пилотом-инструктором и инспектором пилотов-инструкторов

У Ника Гамметера многолетний опыт работы пилотом коммерческого лайнера, пилотом-инструктором и инспектором пилотов-инструкторов. Авиация у него в крови, и он не хотел, выйдя на пенсию, отказаться от любимого дела!

Ник, вы всегда хотели быт пилотом?

Да, с самого раннего возраста. В 10 лет мой крестный отец подарил мне удивительный полет и мне очень понравилось! Правда сначала я мечтал стать машинистом поезда, но авиация меня увлекла больше. Однажды мой друг и я решили пройти тест для поступающих в авиационные заведения. Тогда мы еще учились в школе, и я был несовершеннолетним поэтому нужно было разрешение от родителей, которое получить оказалось сложнее, чем я рассчитывал. Маме эта идея не нравилась, но она подписала разрешение только потому, что думала, что я не пройду тест!

Почему вы решили сделать авиацию своей профессией?

Потому что я очень люблю летать, и еще, потому что авиация открывает столько новых возможностей проявить себя. Всегда есть чему поучиться! Другая причина – возможность стать пилотом-инструктором. Я был инструктором в ВВС и в Swissair. Мне нравиться мотивировать молодежь работать в авиации, ведь там удивительный простор для работы и профессионального роста.

Что в авиации больше всего нравиться вам?

Самолеты, скорость, трехмерное пространство! Во время полета вы видите мир под другим углом. Когда я был пилотом на коммерческом лайнере, я совершил около 70 полетов в Нью-Йорк, и не один полет не был похож на другой. В середине января я перегнал свой 21-й самолет, и каждый перелет был разный.

Вы можете объяснить, что такое перегон самолета?

Самолеты собирают на заводе Pilatus в г. Штанс, а потом их нужно доставить клиентам из Европы, Азии, Африки. Самолеты для американского рынка дорабатываются на нашем дочернем предприятии Pilatus Business Aircraft Ltd в Блумфилде. Перегон самолета – это просто доставка самолета до места назначения. Некоторые самолеты бывают даже без ливреи, только с базовой окраской. Кабина пилотов, конечно, полностью оснащена, а вот интерьер выглядит совсем не так, как при передаче клиенту. Фюзеляж просто покрыт изоляционным материалом, а все остальное доделывают в Америке.

Как познакомились с компанией Pilatus?

Жена Рето Ашлимана, старшего летчика-испытателя Pilatus, когда-то работала стюардессой в Swissair. В далекие 90-е она была членом экипажа на рейсе в Гонконг, я был вторым пилотом, а Рето – пассажиром. Я знал его еще по службе в ВВС, но потом мы перестали общаться. Это были настоящая удача и совпадение, что он оказался на том рейсе! Потом, когда пришло время уходить на пенсию, я связался с ним и сказал, что хочу продолжать летать. После этого разговора все начало развиваться с большой скоростью – летные испытания PC-12 в марте, мой последний полет на коммерческом лайнере в конце мая и первый перегон самолета для Pilatus в начале июня. С этого момента у меня было очень много интересных полетов благодаря Pilatus. Я побывал в фантастических аэропортах, над которыми я только пролетал, когда работал пилотом на коммерческих авиалиниях.

Можете описать свой обычный день пилота-перегонщика?

Я начинаю подготовку за 2-3 дня до полета. Решаю административные вопросы: заказываю отель в пункте назначения, оформляю необходимые документы с иммиграционной и таможенной службами, связываюсь с хендлинговой компанией. Потом начинаю изучать погодные условия. После этого я перевожу внимание на детали полета: могу ли я полететь обычным маршрутом? Нужны ли мне какие-то корректировки? Накануне вылета я заполняю план полета, рассчитываю необходимый объем топлива. В день вылета я смотрю прогноз погоды и укладываю аварийно-спасательное оборудование, в которое входит гидрокостюм и надувной плот. Это оборудование я всегда проверяю сам. Обычно перегон самолета занимает 3 дня.

Что в полетах самое интересное?

Я люблю смену сезонов года, которые наблюдаю очень часто во время полетов, особенно виды Гренландии между Рейкьявиком и Ньюфаундлендом. Остров всегда выглядит по-разному в зависимости от времени года. Кроме перегонов самолетов, одним из ярких впечатлений был полет на новом PC-12 NG на авиасалон в Бангалоре в Индии.

Что вам особенно нравится в PC-12?

Я помешан на электронике, для меня кабина пилота на PC-12 NG просто восхитительна! Я летал на самолетах с аналогичными системами, как Jumbo или Airbus, но я никогда не видел ничего настолько современного как оборудование на PC-12 NG. Совершенно невероятно, что могут делать эти электронные системы! Многие пилоты коммерческих самолетов могут только мечтать об этом.

У вас наверняка есть истории с тех времен, когда вы были пилотом-инструктором, а потом и инспектором?

Когда в 2014 я проходил переподготовку на PC-12, инструктор и действующий летчик-испытатель Pilatus, Энтони Валлон подошел ко мне и показал свой полетный журнал: в Сионе несколько лет назад мы проводили летные испытания вместе, а теперь он мой инструктор на PC-12. Вот это совпадение!

И последний вопрос: в чем разница между посадкой A330 и PC-12?

Небольшая. Хорошая посадка – это результат хорошей работы пилота. Конечно, заход на посадку отличается в зависимости от модели самолета. A330 тяжелее, чем PC-12, но основные принципы те же.