РС-24 повторит успех своего «младшего брата»


В конце августа Дмитрий Петроченко совершил небольшой перелет на РС-24 в компании старинных партнеров. Одним из его попутчиков стал Михаил Аленкин, владелец Nesterov Aviation
О Pilatus PC-24 BizavNews пишет много. Что скрывать, за историей этого джета мы пристально следим с момента утверждения его дизайна. Пятьшесть раз в год мы посещаем головное производство компании в швейцарском Штансе и стараемся не упустить самой маленькой новости. Ну простите, влюбились мы в этот самолет, так бывает. В конце августа я совершил небольшой перелет на РС-24 в компании наших старинных партнеров. Одним из моих попутчиков стал Михаил Аленкин, владелец Nesterov Aviation. Я решил отойти от традиционных журналистских шаблонов, и поболтать с Михаилом в непринуждённой обстановке о РС-24 и его будущем в нашей стране. Получился такой живой блиц-опрос, который в сто раз интереснее классических ответов на такие же классические вопросы.

Михаил, когда ты в первый раз полетел на РС-24? Какие были ощущения в первый раз?

Приятно был удивлен, что самолет внутри кажется гораздо больше, чем снаружи. Показался очень тихим по отношению ко многим другим вариантам. Очень светлый салон и современный дизайн, что сразу показывает, что это новый продукт. Самое главное, очень поразила короткая взлетная дистанция, когда имеешь частый опыт перелетов на других джетах, ты ожидаешь, что самолет еще какое-то время будет разгоняться, а на РС-24 ты уже в воздухе. Преимущество и в посадочной дистанции, потому что самолет  успевает остановиться, фактически только коснувшись полосы.


Повторит ли РС-24 успех своего «младшего брата» РС-12?

Уверен, иначе мы бы не стали дилером.

Все-таки эта машина для владельца или для чартеров?

У нее на самом деле две ниши, буквально во время авиасалона МАКС 2019 говорили с одним оператором, который видит эту машину, как абсолютно чартерную историю, именно у нас в России, и которая, так скажем, покроет запросы\требования наших российских клиентов. Это раз, потом это, конечно, и машина владельца, особенно, если человек сам летает, потому что очень простая интуитивно понятная в управлении, при этом ты получаешь реально  удовольствие от полета, и, несмотря на то, что это джет какой-то большой квалификации от пилота не требуется. Огромный плюс – возможность управления одним пилотом. И вообще эта машина по-своему уникальна. Часто мы сравниваем самолеты Pilatus со швейцарским ножом, но это действительно так, ведь самолет может еще быть санитарной машиной, как самолетом для каких-то специальных нужд, требующих короткие полосы, грунтовые полосы и под специальные задачи, поэтому РС-24 абсолютно универсален.

Если перенестись в реалии российского рынка, какие перспективы и что может тормозить хорошие продажи здесь?

Во-первых, это, наверное, российский менталитет, т.е. мы все прекрасно знаем, что россияне любят что-то большое, дорогое, по их мнению, самое лучшее, а эта машина построена по западному менталитету, когда у тебя в меру большая, но современная машина, при этом она экономная. Основным конкурентом я вижу не новые самолеты, а «тяжелые машины» со вторичного рынка или машины большего класса, скажем так. Но основной драйвер продаж – абсолютно современная машина, абсолютно новая разработка, все технологии, которые применяются здесь – самые современные. У компании во всем мире, в том числе и в России очень хорошая репутация – это надежные качественные машины, которые в том числе сохраняют свою остаточную стоимость и после длительной эксплуатации не теряют своих характеристик. Еще одним преимуществом продаж может стать «реактивная» скорость и дальность полета, которая покрывает все основные направления в Европу и по России: Москва-Ницца, Москва-Олбия, Москва-Лондон, Москва-Новосибирск даже при полной загрузке самолета. Огромный плюс – это стоимость эксплуатации, которая гораздо ниже, чем у конкурентов, плюс к этому, так как это новая машина – применены новые технологии, отсутствие APU, но APU-функцию заменяет правый двигатель, что с одной стороны очень экономичное решение, с другой стороны у этого двигателя есть специальная функция работы, которая не идет за счет часов работы двигателя. Это типа такая универсальная силовая установка, которая совмещает вспомогательную силовую установку и непосредственно двигатель.

После открытия сервисного центра Pilatus в России у действующих и будущих клиентов проблем с поддержкой не будет?

Во-первых, мы сейчас работаем над тем, чтобы завершить сертификацию в ближайшее время. Мы ориентируемся, что машина будет сертифицирована в конце этого года. И второй момент, мы сейчас работаем над расширением нашего сервисного центра под задачи РС-24, заказ необходимых инструментов, диагностического оборудования, также небольшой запас запчастей.


И все-таки, каков спрос на РС-24, удалось ли вам убедить нынешних владельцев РС-12 в будущем присмотреться серьезно к этой машине?

Любой владелец РС-12 потенциально рассматривает владение РС-24, а все владельцы РС-12 – это, как правило, счастливые люди, довольные своей «техникой». Основной спрос, основной интерес мы видим со стороны существующих владельцев Pilatus. Все, конечно, видят это как апгрейд. Я лично люблю РС-12, я думаю, что все, кто знают эту машину, со мной согласны – это экономичная, сочетающая в себе много разных преимуществ машина. Но РС-24 – это шаг вверх.

У РС-12 блестящая ликвидность, повторит ли ее РС-24?

Сложно сказать, пока есть прогнозы, что «да». Как мы знаем, джеты дешевеют гораздо быстрее, конечно, такого плавного линейного падения в стоимости как у РС-12, наверное, не будет, но по сравнению с конкурентами мы ожидаем, что остаточная стоимость будет гораздо выше.

А кого в Pilatus считают главными конкурентами?

Он конкурирует не только с light jets как Phenom 300, CJ4 или Learjet 75, но и частично с Midsize и Super Midsize, для клиентов, кому не нужна большая дальность. Я могу конкурентами этой машины так же назвать большие Citation Latitude, Legacy 450.

А если брать Legacy 450, 500? У них хорошие продажи, но они действительно взволнованы успехом продаж РС-24.

Да, более того, ближайшие слоты на РС-24 на два года вперед проданы.

При этом топ-менеджмент Pilatus не стремится нарастить производство, а наоборот ограничить.

Да, как мы видим по аналогу с РС-12, ограничивая производство, они сохраняют стоимость. Они не стараются бежать за спросом или опередить спрос, они видят потенциальный спрос и выпускают чуть-чуть меньше потенциального спроса для того, чтобы не перенасытить рынок машинами. 

РС-24 в эксплуатации уже полтора года, удалось ли определить среднюю ставку за летный час?

Да, мы считали реальные расходы, и если взять все расходы и среднюю утилизацию порядка 300-400 часов в год, то себестоимость летного часа получается не больше 2000 Евро. Эта цифра соответствует не только нашей аналитике, но и реальной ситуации.

Теперь немного о комфорте – какое расстояние оптимально для пассажиров, чтобы комфортно провести время?

Самолет рассчитан на полет практически до 5 часов, и это максимальная дальность. Мы сейчас с тобой летим в самолете с компоновкой на 6 кресел и все места заняты, но никто из пассажиров не чувствует себя стесненным, места много и все 4 часа в полете пассажиры будут продолжать чувствовать себя очень комфортно. Мы летим всего чуть больше часа, но все равно ты уже смог получить представление об удобстве салона. 


Насколько все-таки самолет прихотлив к качеству ВПП? Мы понимаем, что он садится на грунт и так далее.

Джет, по моему мнению, это не та машина, которую ты будешь постоянно эксплуатировать в жестких условиях (для этого есть турбовинтовой РС-12), хотя Royal Flying Doctor, которые заказали себе большое количество РС-24 параллельно с РС-12, и осуществляют санитарную эвакуацию в Австралии и Африке, как раз и планируют использовать неподготовленные полосы, но это больше исключение. С другой стороны, приятно осознавать, что твой самолет может сесть на грунт, траву и т.д. Вообще основное преимущество даже не в качестве полосы, а в ее длине. Потому что для этого джета в отличии от других аналогичных самолетов доступны практически все аэропорты мира… Сан-Тропе, Гштад, Лозанна, где очень короткая полоса, и до появления РС-24 она была доступна только для турбовинтовых самолетов и РС-12.

Это самолет ангарного хранения?

Желательно, но он относительно неприхотлив, его тестировали в холодную погоду и в жаркую погоду. Ты можешь оставить самолет под открытым небом, но, конечно, любой современный самолет будет себя комфортнее чувствовать в ангаре.

Наиболее популярная комплектация салона шестиместная?

По аналогу с РС-12 берут 6+2, здесь также можно добавить два кресла вместо мебели для хранения вещей. Но на мой личный взгляд этому самолету больше всего подходит 8-ми местная компоновка (2 клуба), всем будет комфортно, при этом все будут в равных условиях.

Еще хочется узнать по поводу медицинской версии, сейчас три машины поставлены в Royal Flying Doctor и буквально недавно Шведская национальная служба воздушной скорой помощи разместила заказ на шесть РС-24. Есть ли перспективы в России?

Да, мы видим большую перспективу, конечно. У нас в России это не простой вопрос, но мы ведем работу в этом направлении.

А предлагали ли вам на базе РС-24  запустить проект авиатакси?

Да, мы и сами об этом думаем. И другие игроки рынка обращаются с такими идеями.

Какие финансовые схемы доступны при покупке?

В России это проблема, потому что у нас нет хорошего продукта операционного лизинга. И вопрос финансового лизинга тоже очень сложный. Но мы работаем с некоторыми лизинговыми структурами и финансовыми институтами, которые с большим удовольствием будут финансировать именно РС-24, потому что они знают качество Pilatus, и по аналогии зная остаточную стоимость РС-12. Поэтому они готовы брать на себя риски именно под Pilatus.

И все-таки десять с небольшим миллионов – это дорого или не очень?

Хорошо, 1000 рублей – это много? Вроде не много, но когда ты покупаешь мороженное или буханку хлеба, то это очень дорого. Все относительно. В данном случае 11 миллионов, за которые ты получаешь джет в очень хорошей комплектации, конечно, это не маленькие деньги, но мы рассматриваем не только общую сумму покупки воздушного судна, но и актив, который ты получишь за эти деньги. Давайте честно скажем, есть конкуренты, которые дешевле, но менее функциональные, хуже сохраняют остаточную стоимость.

То есть современный покупатель считает деньги?

После 2008 года все считают деньги.

Портрет вашего клиента, кто он?

Очень интересный вопрос.  Позволь немного поразмышлять.  Наш клиент – это нестандартный потребитель luxury business jet услуг. Это человек, который с одной стороны считает деньги, с другой – ему важен комфорт и важно время, человек с западным менталитетом, для которого атрибуты люксовой жизни на втором плане. Мне очень нравится «достаточность и целесообразность», у любого действия должна быть целесообразность, второе – достаточность, если мы посмотрим на этот элемент достаточности, то зачем мне что-то больше, если меня все устраивает? Вот этот самолет воплощает именно эту идею и оптимален со всех сторон.

Когда же мы в России увидим первый самолет?

Не буду скрывать, что уже есть самолеты, заказанные российскими клиентами, как только получим сертификат типа, первые машины сразу сюда пойдут. Самолет очень популярен, каждый дилер получает свою квоту, на Россию квота, к сожалению, не большая, но в ближайшие пару лет несколько машин будет в России. 

Довольны ли вы работой с Pilatus и доволен ли работой с вами Pilatus?

Если бы Pilatus был недоволен работой с нами, мы бы, наверное, не получили дилерство на РС-24. И, на сколько нам известно, в данный момент никаких альтернатив нет, и Pilatus их даже не рассматривает. Мы очень довольны работой с ними. Успех любого взаимодействия – это выполнение обязательств, так же как мы выполняем свои обязательства перед заводом, они выполняют обязательства перед нами.

Забегая в будущее, как вы думаете, Pilatus замахнется в классе на «ступеньку» выше?

Судя по тому, как консервативны швейцарцы и  Pilatus, пока не будет отточен РС-24 и пока он не станет хитом продаж, даже речи быть не может. Ты знаешь, ты был неоднократно на заводе, что там такая домашняя атмосфера, и, создавая новые типы самолетов, завод ориентируется на  возможности завода и возможности места, где они находятся, аэропорт находится в расщелине между гор. Если они будут замахиваться на что-то большее, то с учетом эксплуатации из этого аэропорта с учетом всех технических характеристик и это будет очередная интересная машина. Я думаю, что вряд ли в течение 10 лет мы сможем увидеть абсолютно новую модель. Хотя Pilatus постоянно модифицирует уже существующие типы.