Прошедший год ознаменовался необычайными изменениями на рынке авиационной связи: новый участник Starlink добился значительных успехов, компания SmartSky внезапно прекратила работу и возобновила свою деятельность, Gogo приобрела Satcom Direct, а Viasat консолидировала свою покупку Inmarsat в 2023 году. Конкуренция на рынке низкоорбитальных спутниковых систем (LEO) обостряется с появлением авиационной службы Starlink и предстоящим запуском Gogo Galileo в сети OneWeb Eutelsat, и других участников – Telesat и Kuiper, которые планируют выйти на этот рынок.
Между тем, рынок услуг «воздух-земля» (ATG) в США, который, как считается, был передан Gogo Business Aviation после закрытия SmartSky в августе, останется конкурентоспособным после октябрьского объявления Apcela о покупке активов SmartSky и возобновлении предоставления услуг ATG. Компания Apcela, которая построила сеть для SmartSky, надеется завершить сделку по приобретению к концу года и планирует возобновить работу сервиса примерно в середине декабря. Это будет приятной новостью для владельцев воздушных судов, которые установили системы SmartSky и столкнулись с перспективой их замены.
Спутниковая связь LEO
На октябрьской выставке NBAA-BACE главный операционный директор Gogo по бизнес-авиации Серджио Агирре заявил, что запланированная покупка Satcom Direct не была ответом на стремительный рост Starlink. Он объяснил, что это была третья попытка купить Satcom Direct, и такие проблемы, как выплата долгов, препятствовали предыдущим попыткам. Система Galileo LEO от Gogo ориентирована не на клиентов Starlink, а на все еще большое число клиентов бизнес-авиации, у которых нет возможности систем связи на борту. «Это не имеет никакого отношения к Starlink, но, несомненно, усложнит им жизнь», - сказал он.
Антенна Starlink
Одним из преимуществ Galileo перед Starlink является размер антенны. Gogo предлагает две антенны с электронным управлением (ESA) для Galileo: меньшую HDX (полудуплексную) или большую FDX (полнодуплексную). HDX, который примерно вдвое меньше FDX, лучше подходит для установки на небольших самолетах, хотя Starlink продемонстрировала свою систему, установленную на King Air 200 с использованием дополнительного сертификата типа (STC), разработанного компанией AeroMech. Антенна Starlink весит около 48 фунтов и имеет размеры 39 дюймов в длину и 31 дюйм в ширину, в то время как антенна Gogo HDX весит 21,6 фунта и имеет длину 24 дюйма, ширину 11,8 дюйма и высоту 2,1 дюйма. FDX весит от 40 до 45 фунтов, его длина составляет 30 дюймов, ширина - 24,6 дюйма, а высота - 2,1 дюйма.
Starlink набирает обороты в области дополнительных сертификатов типа, и у нее есть еще много партнеров, в основном от AeroMech и Nextant Aerospace. Совсем недавно Starlink открыла двери для производителей, и Gulfstream стал первым производителем, который оформил STC, начиная с G650, а затем и многих других моделей. Сервисные центры Textron Aviation в настоящее время устанавливают систему Starlink STC от AeroMech на самолеты 560XL и King Air 200 и 300.
Розничная цена системы Starlink составляет $150000 и включает в себя антенну, блок питания, две точки беспроводного доступа и соединительные провода. Тарифы на услуги варьируются от $2000 в месяц за 20 ГБ (плюс $100 за каждый дополнительный ГБ) до $10000 в месяц за безлимитный доступ со скоростью загрузки от 40 до 220 Мбит/с и загрузки от 8 до 25 Мбит/с.
Системы Gogo Galileo в качестве дополнения к Avance L5 ATG стоят $120 000 за HDX или $190000 за FDX. Скорость соединения для системы HDX составляет до 60 Мбит/с при загрузке и 11 Мбит/с при выгрузке, в то время как FDX будет обеспечивать загрузку со скоростью 195 Мбит/с и 32 Мбит/с при выгрузке. Стоимость услуги начинается от $3500 в месяц за 25 ГБ до $10500 за безлимит.
Испытания антенны Gogo HDX
GEO Satcom
Приобретение Gogo компании Satcom Direct дает ей несколько новых линеек продуктов для спутниковой связи на геостационарной орбите (GEO), которые дополняют продукты Gogo Galileo LEO и ATG. Satcom Direct разработала собственную линейку антенн PlaneSimple для спутниковой связи GEO, а также предлагает спутниковую связь в Ku-диапазоне через свой сервис Intelsat FlexExec. Антенны Plane Simple с механическим управлением доступны для спутниковой связи GEO в Ku- и Ka-диапазонах, но Satcom Direct также разработала ESA для Eutelsat OneWeb.
Антенна Satcom Direct Plane Simple Ka-диапазона
Satcom Direct объявила о программе, в рамках которой владельцы воздушных судов могут приобрести оборудование ESA за фиксированную ежемесячную плату в размере $15000 без первоначальных капитальных вложений сроком на три года.
Пока неизвестно, сохранит ли Gogo все эти продукты после завершения сделки по приобретению Satcom Direct. Однако очевидно, что Gogo составит серьезную конкуренцию Starlink и давно зарекомендовавшему себя провайдеру спутниковой связи Viasat (и его продуктам Inmarsat).
С момента покупки Inmarsat в 2023 году Viasat объединила предложения двух компаний в области бизнес-авиации в четыре ключевые продуктовые линейки: Jet ConneX, Viasat Ka, SwiftJet и SwiftBroadband. Последний по-прежнему остается единственным доступным сервисом спутниковой связи, отвечающим требованиям служб безопасности, кроме Iridium.
SwiftJet – это новый сервис Inmarsat, анонсированный незадолго до приобретения, и он будет продаваться тремя партнерами-дистрибьюторами: Collins Aerospace, Honeywell и Satcom Direct. Используя тот же диапазон частот спутниковой связи L-диапазона, что и SwiftBroadband, SwiftJet работает на скорости до 2,6 Мбит/с, что в четыре раза быстрее, чем SwiftBroadband. Поставки терминалов должны были начаться в четвертом квартале.
Jet ConneX работает на базе бывшей спутниковой сети Inmarsat, в то время как Viasat управляет своими собственными спутниками, так что это отдельные системы. Тенденцией на рынке спутниковой связи стало то, что владельцы выбирают двухдиапазонные системы – например, один терминал Ka- и один терминал Ku-диапазона – в самолетах, достаточно больших для размещения двух антенн. Теперь у покупателей есть возможность приобрести двухсетевые системы у одной компании, и это может помочь обеспечить бесперебойную связь, даже если в одной из сетей возникнут проблемы.