Эффективность по-швейцарски: зачем правительству самолет, который некуда ставить

Амбициозная покупка Bombardier Global 7500 швейцарским правительством — современного бизнес-джета стоимостью 103 миллиона швейцарских франков ($117 млн) - неожиданно обернулась логистическим кошмаром. То, что должно было стать символом швейцарской эффективности, превратилось в пример неудачного расчета.

После торжественной доставки в декабре 2024 года чиновники быстро столкнулись с серьезной проблемой: самолет оказался слишком большим для ангаров в аэропорту Берн-Бельп, где обычно базируются официальные воздушные суда. Теперь его приходится держать на авиабазе Пайерн в 40 километрах от столицы, пока не построят новый ангар — а это займет еще два года.

Но и это еще не все. Взлетно-посадочная полоса в Берне слишком короткая, чтобы Global 7500 мог взлетать с полным запасом топлива, что сводит на нет его ключевое преимущество — дальность полета в 14 260 километров. Для дальних поездок чиновникам теперь приходится сначала лететь в Цюрих или Женеву, а уже оттуда — на своем «воздушном лимузине».

Не обошлось и без казусов. Во время визита швейцарской делегации в Боливию выяснилось, что Global 7500 не сертифицирован для высокогорных аэропортов, поэтому часть пути пришлось преодолевать обычным коммерческим рейсом, оказавшись среди обычных пассажиров.

Новенький самолет пришел на смену более компактному и практичному Cessna Citation Excel, который исправно служил два десятилетия. Пока же обязанности по перевозке чиновников выполняют Dassault Falcon 900 и два Bombardier Challenger 604, а Global 7500 остается неиспользуемым, ожидая сертификации и установки системы защиты от переносных зенитных ракет.

Global 7500 задумывался как флагманский сверхдальнемагистральный бизнес-джет с четырьмя зонами комфорта, полноценной кухней и возможностью разгоняться до скорости 0,925 Маха. Однако все эти достоинства не помогают швейцарским чиновникам, которые вынуждены летать обычными рейсами, пока их роскошный самолет стоит без дела.

Источник: Pravda.ru