«Ливрейные» тренды

Владельцы самолетов, возможно, становятся смелее в выборе цвета, но в мире персонализации экстерьера добиться всего непросто, отмечают эксперты рынка.

Персонализация действительно возросла, когда дело дошло до окраски экстерьера самолета – по крайней мере, к такому выводу пришел Нейт Кленке, менеджер по продажам модификаций в Duncan Aviation. «Раньше все боялись перепродажи, поэтому ливреи были в основном белого цвета с несколькими цветными полосками», - объясняет он. «Владельцы становятся все более смелыми и говорят: если я собираюсь покрасить самолет, я хочу сделать это так, как мне нравится. Мы разработали несколько нестандартных схем, которые включают в себя уникальные дизайны, металлик и жемчуг, карбон. Я думаю, что люди с удовольствием разрабатывают дизайн своих самолетов, который является более индивидуальным для них».

Он считает, что повышенный спрос на более смелые решения обусловлен как более высокими ожиданиями клиентов, так и более крупными самолетами. Эти тенденции, особенно рост размеров бизнес-джетов, привели к расширению покрасочного цеха Duncan Aviation. Кленке вспоминает, что когда компания начинала красить деловые самолеты, ее проекты, как правило, представляли собой самолеты с небольшим салоном, и фирме не требовался очень большой ангар для размещения полудюжины воздушных судов.

«Несколько лет назад мы действительно увидели, что размеры самолетов растут, и это стало стимулом для нашего расширения с 2001 года, когда мы начали строить гораздо более просторные ангары с более высокими воротами», - говорит Кленке. «Учитывая спрос на самолеты с большим салоном, нам потребовалось увеличить размеры наших ангаров».

В декабре 2024 года Duncan Aviation начала строительство покрасочного цеха стоимостью $25 млн с новым двухсекционным ангаром площадью 3019кв.м. и прилегающей к нему площадью 850кв.м. для хранения и вспомогательного оборудования на своей площадке по техническому обслуживанию в Линкольне, штат Небраска. Он будет напрямую соединен с существующим покрасочным цехом площадью 1765кв.м., построенным в 2012 году, который будет продолжать использоваться. Однако после завершения строительства нового объекта (ожидается в январе 2026 года) покрасочные цеха 1 и 2, построенные в 1990 году, будут выведены из эксплуатации. Помимо поддержки более крупных воздушных судов, в целом этот шаг направлен на повышение гибкости для более крупных воздушных судов, внеплановые доработки, изменение регистрационных номеров и т.д.

Что касается тенденций в дизайне ливреи, то компания сталкивается с запросами на использование темных базовых цветов для всего самолета, что продиктовано желанием обеспечить согласованность экстерьера и интерьера во время ремонта. Среди недавних проектов – Gulfstream G200 на основе цвета мерло и Gulfstream GV в оливково-зеленом цвете. Также наблюдается спрос на увядающие цвета. «Если краска выцветает на небольшом участке, это «подкрасить» довольно легко, но когда речь идет о равномерном распределении выцветания по фюзеляжу на крупном джете, поддержание равномерного выцветания становится настоящей проблемой», - говорит Кленке.

Выбор цвета также может повлиять на необходимость ухода. «Людям нравятся выцветшие поверхности, но они обнаруживают, что за ними действительно трудно ухаживать», - говорит Кленке. «Когда им требуется техническое обслуживание, очень сложно поддерживать или подкрашивать выцветшие поверхности после снятия панелей доступа для завершения технического обслуживания. Когда требуются выцветшие поверхности, темные базовые цвета или цвета металлик, мы специально обсуждаем с нашими клиентами, что нужно для поддержания индивидуальной схемы окраски. Теоретически мы можем покрасить самолет так, как кому-то захочется, но есть смотровые панели, гидравлическая жидкость и топливо, и все это может затруднить поддержание качества краски с течением времени. Когда они будут проходить ежегодную или плановую проверку, потребуется доступ к ним, и для завершения технического обслуживания будет снято несколько панелей и креплений. Важно снимать эти панели очень осторожно, чтобы свести к минимуму повреждение краски; когда вы наденете их обратно, потребуется подкраска, и многие из этих нестандартных красок или сложных схем будет очень сложно подобрать или воспроизвести. Когда вы выбираете ливреи на заказ, требуется более высокий уровень ухода. На этапе проектирования мы предложим скорректировать расположение различных элементов дизайна, чтобы придать им одинаковую эстетику и снизить потенциальные трудности в обслуживании».

Также необходимо учитывать требования к разметке, регистрационным номерам и информационным табло.

Мэтью Бергвалл, исполнительный директор линейки продуктов Vision Jet в Cirrus, также отмечает, что при реализации идей клиентов по окраске следует учитывать множество факторов. Cirrus предлагает индивидуальную выбор ливреи Vision Jet в рамках своей программы Xi Design.

«У наших владельцев очень специфические вкусы, и мы стараемся удовлетворить их с помощью различных комплектаций», - говорит Бергвалл. «Индивидуальность в самолетах может быть довольно сложной задачей. Мы не можем просто покрасить самолет в любой цвет. Мы должны думать о теплоизоляции. Мы должны подумать о том, как это можно использовать в условиях эксплуатации. У вас может быть ограниченное количество цветов, вы можете покрасить только определенные места на самолете. Что касается интерьера, у нас могут быть только определенные материалы, потому что вы должны пройти все различные испытания, чтобы убедиться, что все сертифицировано. Наши дизайнеры знают, в чем заключаются эти ограничения, но также понимают и желания наших владельцев, и они сочетают их. Дизайнеры Cirrus достаточно умны, чтобы получить именно то, что хотят наши владельцы, но в рамках ограничений авиационной среды».

Сильвен Мариат, руководитель отдела креативного дизайна Airbus Corporate Jets (ACJ), рассказывает, что, хотя его команда занимается скорее интерьерами, чем графическим дизайном, их иногда просят создать дизайн экстерьера. «Поскольку мы креативны, нам нравится вместе с заказчиком изучать, что мы можем сделать», - говорит Мариат, добавляя, что из-за специфики окраски фюзеляжа он сотрудничает с дизайнером Airbus, специализирующимся на внешней окраске, чтобы воплотить задуманное в жизнь. «Каждый раз, когда у нас возникает такое требование, я предпочитаю ехать в Тулузу и обсуждать это с ним, чтобы быть уверенным, что то, что мы хотим сделать, возможно, потому что мы также ограничены самим самолетом. Например, горизонтальную часть крыльев нельзя красить в черный цвет из-за солнца. Это связано с химическими веществами. Но мы можем поиграть с другими цветами и деталями, чтобы в итоге все получилось именно так, как хочет заказчик».

Дизайн согласовывается с заказчиком с использованием технологии визуализации в режиме реального времени. Он также отмечает, что очень важно обеспечить согласованное освещение в визуализациях и в зоне покраски, чтобы определенные цвета получались такими, как ожидалось, и напоминает об одном гостиничном бренде, который запросил очень специфический оттенок черного. «Важно было убедиться, что все это работает при том освещении, которое вы получите в салоне, потому что цветовая гамма не должна смешиваться. У нас в Airbus есть все необходимое, чтобы убедиться, что это отличный продукт».

Нейт Кленке из Duncan Aviation также отмечает, что освещение имеет ключевое значение для покрасочных работ. Оно должно быть «по-настоящему белым». «Попробуйте покрасить что-нибудь в помещении, где есть только один источник освещения: трудно определить, где вы получаете правильную гамму», - говорит Кленке. «Краска обладает полупрозрачностью. Полное и равномерное освещение очень важно для обеспечения однородности цвета по всему самолету. В зависимости от цвета, для полного покрытия может потребоваться несколько слоев краски, поэтому очень важно обеспечить хорошее освещение и свести к минимуму затенение в том месте, где окрашивается самолет».