Берегите вертолетчиков

Почему отличный вертолет, покоритель обоих полюсов Земли, с превосходными летно-техническими характеристиками так бесславно начинает свой путь в российском небе (из полутора десятков, зарегистрированных в РФ вертолетов Bell 407, летает половина, при налете парка около 400 часов в год – две катастрофы и 5 погибших…).

22 марта в Нижнем Новгороде произошла очередная российская катастрофа вертолета Bell 407, в которой погиб замечательный человек, Игорь Севбо. Ранее 9 мая 2009 года под Иркутском произошла аналогичная катастрофа Bell 407, в которой погибли 4 человека, в том числе губернатор Игорь Есиповский. В обоих случаях – столкновение с препятствиями. В первом – с деревьями, во втором – с ЛЭП. Из двух происшествий – две катастрофы. 100% отрицательный результат при нулевой выживаемости. Серьезный минус Bell Helicopter.

Почему отличный вертолет, покоритель обоих полюсов Земли, с превосходными летно-техническими характеристиками так бесславно начинает свой путь в российском небе (из полутора десятков, зарегистрированных в РФ вертолетов Bell 407, летает половина, при налете парка около 400 часов в год – две катастрофы и 5 погибших…). Безопасность полетов – это система, в которой вертолет лишь отдельный элемент, другим составляющим принадлежит не менее важная роль.

Во-первых, производитель в ответе за аварийность своих вертолетов. К сожалению, о катастрофе в Нижнем нигде не найдете информации. У Bell Helicopter – нет информации, у HAI – тоже нет, и у МАК – нет информации. СМИ, в том числе и западные, бесконечно муссируют побег из тюрьмы на вертолете Ми-2, а то, что на Bell 407 погиб отец троих детей – молчок. Кощунство.

Сегодня западные вертолетостроители все активнее и активнее теснят российскую вертолетную индустрию, действуя по принципу «продал-забыл». Кругом красочная реклама. Количество поставленных вертолетов постоянно растет. А об аварийности ни слова. Производители не хотят заниматься безопасностью полетов своей техники. Невыгодное это дело обсуждать аварии и катастрофы. Вот о поставках поговорить. Всегда готовы! Продвижение вертолетов в Россию не должно освобождать производителей от ответственности.

Отсюда, во-вторых, открывая границы для западной техники нужно устанавливать рамки ответственности, связанные с безопасностью полетов. К сожалению, вся наша деятельность, направлена лишь на первую половину вопроса – пускать или не пускать иноверты (иностранных вертолетов) в Россию. Что там производители, мы сами не хотим заниматься аварийностью полетов вертолетов (аварийность самолетов – это важно, а вертолетов – по остаточному принципу).

Одно из заметных событий года – выставка HeliRussia превратилась в трибуну подведения итогов продвижения западной техники в Россию и СНГ. А что реально делают западные производители для безопасностью полетов своих вертолетов в РФ? В рамках выставки запланирован семинар о «Новых технологиях управления безопасностью полетов вертолетов», на котором особое внимание собираются уделить опыту забежных коллег. К сожалению, передача зарубежного опыта на подобных семинарах превращается в бесконечную рекламу успехов западных компаний. А что реально сделано господа хорошие? На это не хватает ни времени, ни желания.

На мой взгляд, центральное место должно принадлежать не росту вертолетного рынка, а всему жизненному циклу вертолетов и главной его составляющей – использованию по назначению (качеству использования), где приоритет принадлежит безопасности полетов. В центре внимания – реальная забота о вертолетчиках (нужны дела, а не слова и не число поставленных вертолетов). Забота – это не только учебно-тренировочная подготовка пилотов и техников, это и «умное» приборное оборудование, которое все видит и предупреждает о препятствиях, это и инфраструктура, упорядоченная и подготовленная для воздушного использования, в том числе ЛЭП и вышки, которые видно невооруженным взглядом. Почему натягивая очередной провод или устанавливая вышку, никто не думает о тех, кто поднимается в небо (у нас половина проводов – бесхозные). Нужен постоянный надзор за воздушными препятствиями. И многое, многое другое. Но главное, забота о безопасности других. Тщательнее отбирать, не менее тщательнее готовить, еще более тщательнее поддерживать уровень и заботиться о вертолетчиках. Была такая социальная реклама: «А Ваши дети дома?». По аналогии: «А Ваши пилоты дома? Берегите вертолетчиков! Мы все за них в ответе.

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки