Вертолетный рынок диктует направления развития HeliRussia


В преддверии российской выставки можно подвести и некоторые итоги 2012 г. по поставкам зарубежной техники в Россию, а также по произведенным отечественным вертолетам

Тенденции изменения мирового вертолетного рынка прошедшего года были обозначены в марте на выставке HELIEXPO 2013. В России итоги традиционно подводятся в мае на выставке вертолетной индустрии HeliRussia, которая в этом году пройдет уже шестой раз.

На мировом вертолетном рынке наметилась новая тенденция: после появления новинок модельного ряда и посткризисной стагнации все производители вертолетов показали высокий уровень продаж, но не предъявили потребителям принципиально новых моделей летательных аппаратов. Фактически расширение модельных рядов и совершенствование существующих моделей были осуществлены производителями именно в кризисный период, а теперь настало время получать непосредственную прибыль от сделанных ранее вложений. Большинство компаний — производителей вертолетов отметило, что объемы поставок в прошедшем году сопоставимы с объемами предыдущего года.

В преддверии российской выставки можно подвести и некоторые итоги 2012 г. по поставкам зарубежной техники в Россию, а также по произведенным отечественным вертолетам.

Прежде всего, следует отметить, что производство российских вертолетов находится в постоянном поступательном развитии уже на протяжении довольно длительного времени. С 2004 по 2012 гг. объем их выпуска вырос в три раза. Процесс роста производства вертолетной техники в России продолжается и в настоящее время.

В свою очередь, лидером по числу ввезенной зарубежной вертолетной техники в Россию продолжает оставаться Robinson Helicopter Company. По предварительным данным, в прошедшем году в страну поставлено около 60 вертолетов этого производителя, что сопоставимо с поставками 2011 г. В прошедшем году Robinson Helicopter поставил заказчикам 517 вертолетов. Российские продажи составили 11,5%.

Особым спросом по всему миру сейчас пользуются вертолеты R66. Их производство началось в 2010 г., с тех пор выпущено около 300 машин. В 2012 г. был поставлен 191 вертолет этой модели. Российский парк R66 составляет в настоящее время примерно 10 машин, несмотря на то, что российский сертификат типа на этот вертолет был получен только в середине марта 2013 г. Глава Robinson Helicopter Company Курт Робинсон отметил Россию среди крупнейших рынков компании.

Наметившаяся в позапрошлом году тенденция ускорения роста российского парка вертолетов среднего класса продолжилась и в прошедшем 2012 г.

В этом сегменте по-прежнему лидирует компания Eurocopter. По словам коммерческого директора компании "Еврокоптер Восток" Артема Фетисова, в 2012 г. в Россию было поставлено 19 вертолетов (против 16 машин годом ранее), среди которых модели: AS350 В2, AS350 В3, AS355, EC135. Еще три машины этого производителя были поставлены в нашу страну со вторичного рынка другими компаниями. Таким образом, российский парк вертолетов Eurocopter в 2012 г. вырос на 22 машины (против 21 в 2011 г.). Напомним, что в 2010 г. было поставлено 15 вертолетов этого производителя, в 2009 только 9. Сейчас в стране эксплуатируется около 120 вертолетов этого производителя.

Следует отметить, что российские эксплуатанты винтокрылых машин неизменно обращают внимание на новинки. Так, один из AS350 В3, впервые поставленных Eurocopter в 2012 г., прибыл в Россию.

Для Eurocopter российский рынок остается постоянно растущим, в прошедшем году его доля составила 4,6% от общих поставок. Учитывая, что в целом поставки вертолетов Eurocopter в 2012 г. сократились примерно на 5%, рост доли российского рынка составил 0,4%.

Американская компания Bell Helicopter держит поставки в Россию на уровне предыдущего периода. Александр Евдокимов, генеральный директор компании Jet Transfer (официальный представитель Bell Helicopter Textron Inc), сообщил, что в 2012 г. в Россию было поставлено семь вертолетов: два Bell 407 и пять Bell 429.

AgustaWestland также сохранила поставки своих вертолетов в 2012 г. на уровне позапрошлого года. В ушедшем году было поставлено семь вертолетов в Россию, среди которых, по словам Альберто Понти, ответственного в AgustaWestland за продажи в России и странах Балтии, по одному AW119 Koala и AW109SP GrandNew, а также пять AW139.

Подводя итоги, можно отметить, что объемы поставок зарубежных производителей вертолетной техники в Россию сохранились на уровне 2011 г., и тенденция активизации рынка винтокрылых машин, начавшаяся в позапрошлом году закрепила свои позиции в 2012 г. Около 100 вертолетов зарубежного производства пополнили российский авиационный парк.

Выставка HeliRussia позволяет ведущим иностранным компаниям не только обозначить свое присутствие, но и оценить меняющееся качество российского вертолетного рынка. Все тенденции развития этого рынка найдут свое отражение в экспозиции 6-й Международной выставки вертолетной индустрии, где по традиции будут представлены актуальные в настоящее время образцы вертолетной техники, мировые достижения продукции и услуг вертолетной индустрии гражданского и военного назначения во всех ее аспектах: от проектирования и производства до эксплуатации.

Вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» на стенде представит вертолет Ка-226 в медицинском варианте с медико-реанимационным модулем и комплектом медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи одному носилочному пострадавшему в крайне тяжелом или тяжелом состоянии.

Перед входом в павильон планируется выставить боевой вертолет Ми-35 или Ми-17В5, а также гражданский "Ансат".

Eurocopter впервые покажет российской публике вертолет EC130 Т2. Эта модель первый раз была представлена весной 2012 г., вертолет оказался очень популярным (за год количество заказов превысило 70 машин), он применяется, в том числе, для санитарной авиации (более 10 машин). EC130 T2 считается самой тихой машиной на рынке вертолетов благодаря своему хвостовому винту системы Fenestron.

На стенде AgustaWestland можно будет увидеть вертолет AW139, а Bell Helicopter представит Bell 429.

Крупнейший американский производитель Sikorsky Aircraft представит на HeliRussia 2013 кабину вертолета S-92, сертификацию которого уже начали в России, и примет активное участие в конференции по санитарной авиации.

Как всегда, на выставке будет присутствовать немалое количество вертолетов Robinson. Будет представлен и французский вертолет SA341 Gazelle, который вписывается в нишу легкого недорогого вертолета вторичного рынка.

По традиции, выставочная площадка HeliRussia станет не только местом для демонстрации достижений мировой вертолетной индустрии, но и для обсуждения актуальных отраслевых и межотраслевых проблем.

Центральным мероприятием деловой программы HeliRussia 2013 станет 2-я Межведомственная научно-практическая конференция "Санитарная авиация России и медицинская эвакуация – 2013", на которой в течение двух дней будут комплексно обсуждаться вопросы, связанные с санитарной авиацией в России.

Интересным обещает быть круглый стол "Городские вертолетные площадки". Обсудить перспективы развития чартерных вертолетных перевозок предлагается на конференции "Чартерные вертолетные перевозки: организация и безопасность".

В "Крокус Экспо" созданы особые удобства для участников и гостей выставки, которые прибудут на HeliRussia 2013 на собственных вертолетах. Они получат возможность "припарковать" свои винтокрылые машины недалеко от выставочного павильона.

Желающие смогут воспользоваться и услугами вертолетного такси HeliExpress — официального воздушного перевозчика выставки. В дни работы HeliRussia 2013 эта компания будет проводить демонстрационные полеты — побывать в небе и зарегистрироваться для полета смогут посетители стенда HeliExpress.

Жанна Киктенко, директор выставки HeliRussia 2013

Источник: АТО