Компания Nesterov Aviation провела встречу «Истории выдающегося пилота» с опытнейшим пилотом-испытателем Pilatus Aircraft Фреди Прачойниг
В прошлом военный лётчик, инструктор и большой поклонник французского Mirage, а теперь занимающий не менее ответственную должность на гражданской службе, Фреди поделился с собравшимися своим 38-летним опытом полётов, воспоминаниями, советами, а также рассказал, от чего до сих пор испытывает восторг и гордость, работая в авиации.
Оказалось, что работа в гражданской авиации даже превосходит по своему разнообразию военную службу. Для каждой модели Pilatus Aircraft предусмотрен целый набор уникальных испытаний, а помимо полётов есть ещё большой набор стратегических задач, которые лётное подразделение выполняет совместно с остальными департаментами производителя. Так, Фреди поделился несколькими примерами тестов, которым подвергались прототипы нового реактивного PC-24. Среди них он особо отметил работу при низких температурах, проверку лётных характеристик при образовании льда на кромках крыла, а также посадки на покрытую водой полосу. Все испытания сначала проводятся опытнейшими лётчиками, чтобы убедиться в конструктивной безопасности воздушного судна и верности расчётов, однако впоследствии любой, кто летает на Pilatus (а многие владельцы летают за штурвалом сами) обучается всем нюансам пилотирования.
Традиционно большой интерес вызывало обсуждение безопасности полётов с одним двигателем, ведь именно такова схема популярного турбовинтового PC-12 NG. Отвечая на вопросы, Фреди отметил как практически полное отсутствие случаев отказа двигателей Pratt & Whitney PT6, так и интересный факт: посадить однодвигательный самолёт при отказе на самом деле проще, чем двухдвигательный, ведь не возникает асимметричной тяги, которую приходится учитывать в стрессовых условиях. Высокое аэродинамическое качество PC-12 и хорошая подготовка к полёту позволяет всегда долететь до ближайшей пригодной для посадки полосы. Однако в реальной практике легендарному пилоту это никогда не пригождалось – только при регулярных тренировках, когда двигатель намеренно выключают и производят посадку без него.
«В любом случае я предпочту оказаться без работающего двигателя где-то там, наверху, откуда я могу спокойно зайти на посадку. Этого не скажешь о вертолёте: на них люди летают очень низко, и в случае отказа вы просто садитесь, куда попало. Но никто ведь не отказывается от полётов на вертолёте, потому что у них всего один двигатель».
Самолётом мечты Фреди назвал французский истребитель Mirage – за его мощность, стремительность, скорость в 2 Маха и невероятную универсальность. Однако, по его мнению, совокупность преимуществ реактивного Pilatus PC-24 ничуть не менее впечатляющая, особенно учитывая возможность использовать короткие полосы без специального покрытия.
«Если бы я ответил, что мой любимый самолёт всех времён – это PC-24, хотя я долгое время пролетал на Mirage, вы бы меня обвинили во лжи. Ну, в самом деле, кто не скажет, что его любимый самолёт – это супер-маневренный истребитель, который наделяет тебя сверхспособностями. Однако в гражданской авиации я узнал много нового, и всё больше впечатляюсь возможностями PC-24. Я совершал самый первый вылет на этом самолёте, продолжаю программу испытаний, и могу сказать, что я получаю огромное удовольствие от своей работы и от общения с этой машиной. Уже начались поставки первым покупателям, и я представляю, в каком восторге они будут от его возможностей. Думаю, что каждому владельцу стоит попробовать не только полетать на этом самолёте, но и попробовать себя за штурвалом. Это уникальные ощущения».