Без пилотов пока не обойтись


На фоне перспектив автономного полета пилоты остаются ключевым фактором в авиации

Несмотря на быстро меняющиеся технологии, пилоты остаются наиболее важным фактором в летной среде, и они должны продолжать стремиться к улучшению и адаптации, заявил на 23-м ежегодном мероприятии Bombardier Safety Standdown эксперт по безопасности компании Convergent Performance Крис Лутат. Он признал, что достижения, произошедшие в кабине экипажа за последние несколько лет, в корне изменили эксплуатацию самолетов, особенно на малых высотах. Лутат сказал, что это заставило его учиться новым технологиям и процедурам на собственном летном опыте, изменяя то, как он смотрит на окружающую среду. При этом молодые пилоты лучше овладевают растущими технологиями, добавил он.  

Далее Лутат утверждал: «Полностью автоматизированное будущее – это больше научная фантастика, чем наука… Мы склонны переоценивать технологии в краткосрочной перспективе и недооценивать технологии в долгосрочной перспективе».

Несмотря на то, что сейчас значительное внимание уделяется автономному транспорту, он заявил, что эта технология еще не готова. «Наука туманна, и прогресса меньше, чем мы думали», - сказал Лутат. «И, несмотря на тысячи часов исследований, посвященных технологиям автоматизации, человеческий мозг – это самые организованные, самые способные, самые гибкие и наиболее адаптируемые три фунта вещества».

Хотя применение технологий автоматизации ограничено, «мы (пилоты) по-прежнему являемся самым важным компонентом во всем этом уравнении».

Таким образом, он поставил перед пилотами вопрос о том, что они должны видеть лучшее «будущее для себя», постоянно учиться и адаптироваться к развивающимся технологиям. Он указал на такие катастрофы, как крушение рейса 214 авиакомпании Asiana Airlines в 2013 году в Сан-Франциско, в отчете о расследовании по которому было установлено, что у пилота могло быть «неточное понимание некоторых аспектов работы системы автопилота самолета».

Лутат сказал, что есть ряд предложений, которые помогут быть в курсе меняющихся технологий: узнавать что-то новое о самолете в каждом полете; читать консультативные циркуляры FAA по PBN и RNP; поместить руководство FMS самолета где-нибудь видимое и легкодоступное место; написать учебную лекцию по системе управления самолетом; декларировать критерии устойчивого подхода как часть каждого инструктажа по заходу на посадку; отработать стратегию ухода на второй круг; и летать в ручном режиме первые и последние 10000 футов высоты. Это обеспечит точность в рутине работы, добавил он.