Владельцы самолетов, желающие их продать, часто рассматривают возможность регистрации самолета в Соединенных Штатах перед продажей. Перерегистрация самолета в США способствует продаже бизнес-джета и повышает его стоимость, облегчая проведение сделки по продаже.
Вопрос того, как лучше зарегистрировать самолет в США, зависит от нескольких факторов, рассказал BizavNews глава Atlantic Aviation Legal Services, LLC Дерек Блум.
В качестве справки, соответствующий федеральный закон США о регистрации воздушных судов предусматривает следующее: воздушное судно может быть зарегистрировано [в США] … только если [такое] воздушное судно — не зарегистрировано в соответствии с законодательством иностранного государства и принадлежит гражданину США либо гражданину иностранного государства, законно допущенному к постоянному проживанию в Соединенных Штатах; или же корпорации, если корпорация учреждена и ведет деятельность в соответствии с законодательством Соединенных Штатов или штата, а воздушное судно базируется и в основном используется в Соединенных Штатах; подробнее https://www.law.cornell.edu/uscode/text/49/44102
Чтобы негражданин США зарегистрировал самолет в США, наиболее распространенной практикой была регистрация права собственности на самолет на имя американской трастовой компании. Трастовая компания квалифицируется как гражданин США, который вправе регистрировать самолеты в США. Трасты для неграждан являются обычным способом регистрации самолета в США для граждан России.
Однако, 7 июня 2022 года вступило в силу новое правило в рамках санкций против России. Отныне американскому юристу или трастовой компании запрещено создавать траст или корпорацию в интересах россиянина, находящегося в России. (Q&A 1038, 1037 и 1036)
Новое правило поднимает вопрос о том, принадлежит ли воздушное судно россиянину, находящемуся в России. Если так, то с 7 июня создать траст для владения самолетом и регистрации его в США не получится. Однако, в этом случае есть возможность подать запрос в соответствующий федеральный орган США – Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), подразделение Министерства торговли – и запросить отмену правила в целях регистрации воздушного судна в США российским лицом, не находящимся под санкциями, с использованием траста для неграждан. Существуют веские причины, по которым регистрация самолетов в США должна оставаться разрешенной.
Более выигрышная ситуация, когда самолет принадлежит российскому лицу, не находящемуся в России, то есть имеющему постоянное место жительства или гражданство за пределами России и фактически проживающему за пределами России. В таком случае, вероятно, новое правило от 7 июня не применяется, и для владения самолетом в США может использоваться траст при условии, что российский бенефициарный владелец не находится под санкциями.
Если российское лицо, находящееся в России, владеет воздушным судном, подлежащим продаже, то вышеупомянутый раздел 44102(a)(1)(C) по-прежнему применяется. Право собственности на продаваемый самолет может быть зарегистрировано в США корпорацией, учрежденной в США, если самолет будет базироваться и использоваться в основном в Соединенных Штатах до его перепродажи.
«Например, недавно я участвовал в продаже российского самолета, бенефициарный владелец которого являлся гражданином России, который вынужденно остался в Швейцарии из-за санкций ЕС. Самолет был куплен американской компанией, принадлежащей брокеру, и затем перепродан. После первой сделки самолет был перерегистрирован в США, а затем перепродан как самолет с регистрацией в США. Такая стратегия работает», - рассказывает Дерек Блум.
Если у российского продавца нет американского юрлица или брокера с американским юрлицом, то в США можно найти существующие компании, которые могут быть использованы в подобных целях. Самолет может быть продан компании-посреднику, например, учрежденной в штате Делавэр, при этом такая компания должна быть освобождена от налога с продаж как брокер (агент по продаже) или дилер воздушных судов. Американская компания может выпустить вексель в качестве оплаты, а также заключить соглашение о залоге воздушного судна, согласно которому воздушное судно останется в залоге после передачи права собственности на воздушное судно американской компании. После передачи права собственности самолет будет зарегистрирован в США. Затем, после перепродажи самолета право собственности будет передано американской компанией конечному покупателю. Вексель будет погашен за счет денежных средств конечного покупателя. Перепродажа и погашение векселя будут происходить одновременно в момент закрытия сделки, проводимой с помощью эскроу-агента.
Таким образом, российские лица, заинтересованные в продаже самолета, могут предпринять шаги по перерегистрации самолета в США до его продажи, чтобы получить доступ к крупнейшему в мире рынку и получить наилучшую возможную цену.