Нынешний ЧМ по футболу в Катаре не успев начаться, уже превращается в один из самых скандальных мундиалей за всю свою почти столетнюю историю. В целом к Катару как к хозяевам вал претензий по организации мероприятия. Отдельные решения у классического футбольного мира вызывают просто недоумение.
Так, в Дохе были замечены индийские фанаты в форме и с флагами разных сборных. В европейских СМИ появились предположения, что организаторы для красивой картинки просто заплатили мигрантам из Южной Азии, чтобы те выдали себя за болельщиков.
Еще на стартовых матчах замечена завышенная посещаемость, которая превышает официальную вместимость стадионов. К примеру, матч открытия Катар – Эквадор принимал стадион «Эль-Байт» с максимальной заполняемостью 60 тыс. зрителей, но в протоколе значится число 67 372 болельщика. Завышенные цифры были и на других матчах турнира: Англия – Иран, Нидерланды – Сенегал, Уэльс – США. Стадионы, вмещавшие по 40 тыс, посетили, согласно протоколам ФИФА, на 4–5 тыс зрителей больше на каждой из арен. При этом по ТВ-картинке было видно, что стадионы не были заполнены до отказа, а на матче Англии с Ираном и вовсе можно было заметить сотни пустых кресел.
В первые игровые дни Катар снова дал повод говорить и о наплевательском отношении к работникам на турнире. По информации Daily Mail, более 200 кассиров осталось без еды и воды на шесть часов перед церемонией открытия Чемпионата Мира. А фанаты остались без привычного пива. ФИФА за два дня до старта турнира объявила о запрете на продажу алкогольного пива на стадионах в Катаре. Алкоголь будет доступен на этом ЧМ только на территории фанатских зон, а также на лицензированных площадках. Ну что это мы все о футболе? Давайте посмотрим, как себя в Дохе чувствуют бизнес-операторы.
Главное международное событие в спортивной сфере вызвало огромный ажиотаж среди болельщиков, которые решили прилететь в Доху на бизнес-джетах. Впрочем, операторы и брокеры, выполняющие рейсы в катарскую столицу характеризуют ситуацию, созданную катарскими авиационными регуляторами и провайдерами, как «адскую».
«Здесь настолько все сложно, настолько зарегулировано и «дорого», что каждый рейс занимает массу времени и ресурсы», сетует Александр Осит глава брокерской компании JETVIP, которая уже выполнила несколько чартеров на ЧМ. «Серьезная сложность получить нужный слот сопряжена со строгим требованием соблюдения выданного слота и при любом нарушении графика штраф до 20 000 евро, требование депозитов от операторов в размере 25 000 евро за рейс, необходимость иметь на борту собственного техника или заключить договор с техническим центром в Дохе, который, к слову, может обслуживать всего несколько типов самолетов. И это лишь небольшой перечень проблем, которые возникают при организации перелета на ЧМ по футболу в Дохе. А что с ценами на рейсы? Естественно, при таких серьезных финансовых и технических требованиях стоимость аренды самолета возрастает в разы. Ранее прогнозируемые цены на чартеры, можно смело умножать на два или три. Так стоимость 40-минутного перелета из Дубай в Доху или обратно может доходить до 50 000 евро и выше, и найти оператора, который захочет совершить такой рейс с выполнением всех требований Дохи, будет серьезной головоломкой».
В свою очередь Управление гражданской авиации Катара (QCAA) и компании по поддержке рейсов бизнес-джетов продолжают предупреждать пассажиров и эксплуатантов бизнес-джетов о необходимости заблаговременного планирования поездок. По данным Universal Weather and Aviation, ожидается, что около 1,2 миллиона болельщиков отправятся в Катар, чтобы посетить матчи на протяжении всего турнира, который начнется в Дохе 20 ноября и продлится до 18 декабря.
«Спрос на частные самолеты и чартерные рейсы резко возрастает по мере приближения игр плейофф, и операторы регистрируют запросы от организаций и частных лиц, желающих избежать длительного ожидания и задержек рейсов в аэропортах», — говорится в сообщении QCAA.
«Объем воздушного движения окажет огромное давление на наличие слотов в международном аэропорту Хамад (OTHH) и международном аэропорту Дохи (OTBD), а также на наличие гостиничных номеров в Дохе и прилегающих районах», — сказал операционный директор UAS Джеймс Коллас. «Есть так много вариантов, включая прямые рейсы в Катар или путешествие через соседние страны Ближнего Востока, такие как ОАЭ».
Том Мерфи, глава FBO и специалист по управлению воздушными судами в Gama Aviation Sharjah, сказал, что частные самолеты должны будут платить $5000 за слот в OTHH и OTDB, в то время как нарушение слота будет «караться» штрафом до $25000, если время обработки превышает 45 минут. Но он отметил, что международный аэропорт Шарджи в соседних ОАЭ не имеет слотов и имеет достаточно места для парковки.