На двухдневном мероприятии Национальной ассоциации авиационного финансирования (NAFA) обсуждались острые темы, в том числе состояние экономики США, в частности, влияние высоких процентных ставок, разочарование некоторых начинающих покупателей и нападки на бизнес-авиацию.
Но оптимистичная оценка состояния экономики США от Гаса Фаучера, главного экономиста PNC Financial Services Group, принесла больше пользы, чем вреда. Не преуменьшая влияния высоких процентных ставок, которые могут (но не обязательно приведут) экономику США к рецессии, Фаучер выделил позитивные факторы, которые, вероятно, приведут к устойчивому росту в этом году и в 2025 году.
«Экономика США сейчас находится в очень хорошей форме», - сказал он. «Экономика на 8% больше, чем была до пандемии. Из-за пандемии было потеряно около 22 млн рабочих мест, но они были восстановлены, и добавилось еще 8-9 млн рабочих мест по сравнению с тем, что было до пандемии. Сильные рынки труда поддерживают покупательную способность потребителей, которая способствовала широкомасштабному экономическому росту в США».
Но есть причины для пессимизма. «Перевернутая кривая доходности», означающая, что краткосрочные процентные ставки были выше долгосрочных, часто ассоциировалась с рецессиями. По оценкам Фаучера, вероятность рецессии в США составляет около 35%. Тем не менее, он уверен, что Федеральная резервная система добьется успеха в возвращении ставок к своей цели в 2% с их текущего уровня чуть более 5%.
«В этом году, вероятно, экономический рост замедлится, но он все же продолжится», - резюмировал он. «Расходы продолжат поддерживать экономический рост в 2024 году, поскольку ФРС снизит ставки позже в этом году по техническим причинам [частично для сдерживания роста заработной платы], начиная с июля и в 2025 году. Это поддержит экономический рост в этом году и в 2025 году».
По словам Шона Диннинга, старшего партнера Dallas Jet International, процентные ставки влияют на принятие решения о покупке самолета, но не таким очевидным образом, чтобы повлиять на принятие решения. «Я не вижу ситуации, когда потенциальный покупатель или заемщик, посмотрев на ставки, скажет: «Я не могу позволить себе эту сделку». Мы не наблюдаем задержек с принятием решений о покупке. В последнее время около 70% нашего бизнеса приходится на наличные».
Но процентные ставки влияют на основной бизнес его клиентов – частных лиц и корпораций. «Мы сотрудничаем со многими компаниями, занимающимися недвижимостью на несколько семей, и два года назад они «печатали» деньги, а теперь из-за процентных ставок они потеряли сотни тысяч, если не миллионы долларов», - сказал Диннинг. В некоторых случаях владельцам самолетов нужна ликвидность. «Они должны расставить приоритеты, чтобы самолет получил преимущество», - добавил он. В более позитивном ключе он отметил: «Спрос продолжает меня приятно удивлять, и он довольно успешно справляется с увеличением предложений на вторичном рынке».
С этим согласен Уэйн Старлинг, исполнительный директор Международной ассоциации авиадилеров (IADA). «В первом квартале этого года было совершено больше сделок, чем в первом квартале прошлого года», - сказал он, основываясь на последнем отчете своей ассоциации.
Но Джонни Фостер, президент и главный исполнительный директор OGARAJETS, сообщил о растущем разочаровании среди покупателей, приобретающих самолеты впервые. До пандемии почти каждый год на долю покупателей, приобретающих самолеты впервые, приходилось около 5% покупок самолетов. Но, по его словам, в период с 2020 по 2022 год эта цифра выросла до 38% покупателей.
Они вышли на рынок, часто покупая устаревшие самолеты с обещанием дополнительной амортизации и повышенным спросом на чартерные перевозки. «Теперь мы слышим и видим, что покупатели, впервые выбравшие эту бизнес-модель, лишены прав на нее, потому что их самолет не налетывает 600 или 1000 часов в год. Он налетывает 100 часов в год», - сказал он. «А зарплата их пилотов за последние три года выросла втрое, и теперь им говорят, что у них должно быть три пилота вместо двух».
Эти разочарования усугубились из-за их первого основного технического обслуживания, которое «застало многих врасплох». По словам Фостера, расходы на техосмотр устаревшего самолета, покупка которого стоила всего $2-3 млн, могут составить полмиллиона долларов.
От разочарования к враждебности
Бизнес-авиация подвергается «полномасштабной атаке», и не только в Европе, предупредил Эд Болен, президент и исполнительный директор Национальной ассоциации бизнес-авиации. «Предпринимаются попытки найти способы унизить нашу отрасль, что не согласуется с данными и нашей стратегией. Мы видим это по-разному», - сказал он. «В качестве примера можно привести объявление Налоговой службы (IRS) от 21 февраля о намерении усилить проверки владельцев воздушных судов».
Другими приведенными примерами были пятикратное повышение налога на топливо в течение пяти лет и план по увеличению сроков амортизации. Борьба с этими и другими угрозами будет зависеть от скоординированной реакции отрасли и лоббирования со стороны политиков, сказал он. Не в последнюю очередь благодаря усилиям NBAA.
Так Болен изложил свои цели на конец десятилетия. «К 2030 году мы будем готовы ответить на вызов имея SAF объемом в 3 миллиарда галлонов, производимых в США», - сказал он. «Мы хотели бы, чтобы операторы продолжали искать способы еще более рациональной работы. Это означает, что мы рассматриваем программы компенсаций высокого качества и варианты оформления заявок. И мы прилагаем все усилия для внедрения передовых решений в области аэромобильности и гибридных решений, а также для повышения эффективности нашей интеграции воздушного движения».
По мнению выступавших, несмотря на проблемы, с которыми сталкивается бизнес-авиация, – не в последнюю очередь высокие процентные ставки, трудности в цепочке поставок и нехватку пилотов, специалистов по планерам и силовым установкам, – отрасль может рассчитывать на светлое будущее, поскольку люди продолжают «хорошо зарабатывать», а это подпитывает спрос.
Стивен Фридрих, коммерческий директор Embraer, подытожил причины для оптимизма: «В течение следующих 20 лет мы станем свидетелями передачи богатства в размере 73 трлн долларов от бумеров поколению X и миллениалам – и это только начало. Это в дополнение к закупкам самолетов корпоративными летными подразделениями и частными лицами».