Январь обещает внести изменения в авиационную политику Вашингтона, поскольку бывший президент Дональд Трамп возвращается в Белый дом после четырехлетнего отсутствия. Однако еще предстоит выяснить, насколько далеко могут зайти эти изменения – будут ли они касаться тарифов, финансирования устойчивого развития и/или мандатов или даже использования деловых самолетов.
В ближайшее время произойдут кадровые перестановки в ключевых агентствах. Если только Майкл Уитакер не решит уйти, он останется на своем посту, по сути, на весь срок правления новой администрации Трампа, утвержденной на этот пост на пятилетний срок только в прошлом году. Однако другие ключевые должностные лица агентств и департаментов, скорее всего, будут заменены, начиная с министра транспорта, должность которого в настоящее время занимает Пит Буттиджич.
Нет ничего необычного в том, что президент назначает или удерживает на посту члена оппозиционной партии — министром транспорта при президенте Буше долгое время был демократ от Калифорнии Норман Минета. Однако маловероятно, что Трамп сохранит Буттиджича, бывшего кандидата в президенты.
Изменения могут пойти еще дальше, поскольку Трамп стремится заручиться своей поддержкой в FAA. Незадолго до того, как покинуть свой пост в ходе своего первого президентского срока, бывший президент издал исполнительный указ «Список F», который, по сути, лишал политических чиновников федерального правительства определенных гарантий на государственной службе, что означало, что они могли быть уволены за различные политические взгляды или действия. По оценкам, «Список F» может быть применен к 50000 сотрудникам. Это не означает, что они будут уволены, но дает президенту больше полномочий для контроля за действиями агентства. Несмотря на то, что Байден отменил это решение, Трамп заявил о планах восстановить его.
FAA и, в основном, Министерство транспорта, как правило, остаются более двухпартийными, поэтому еще слишком рано говорить о том, насколько уязвимыми будут чиновники агентства.
Другой ключевой инициативой, о которой Трамп заявлял во время предвыборной кампании, было желание ввести 10-20% пошлины на импорт. В случае реализации это может повлиять на сегмент бизнес-авиации, включая бизнес-джеты, двигатели и другие компоненты. Большинство основных производителей в той или иной степени представлены в США, а некоторые из них занимаются сборкой или другими видами производства, поэтому, опять же, неясно, как будет применяться такое предложение. Однако, если пошлины будут введены, это создаст препятствия для доступа к крупнейшему в мире рынку деловой авиации.
Подчеркивая сложность пошлин, Эрик Мартель, президент и исполнительный директор базирующейся в Монреале компании Bombardier, отметил, что такой шаг может затронуть «обе стороны границы» в зависимости от того, как будут введены тарифы, особенно учитывая, что так много комплектующих поступает из США, включая собственный завод по производству крыльев Bombardier в Техасе. Однако он добавил, что не может строить предположений на этот счет, поскольку подробности еще не известны. Но он подчеркнул, что Bombardier представлена во всем мире.
Еще одна область, находящаяся под пристальным вниманием, связана с устойчивым развитием. В соответствии с Законом о снижении инфляции, ключевые исследовательские программы в области устойчивого развития, включая экологически чистое авиационное топливо, получили льготы. Однако такого рода «зеленое» финансирование часто становилось мишенью консерваторов, стремящихся сократить расходы.
Другие изменения могут повлиять на масштабные проверки, которые начались в отношении самых богатых и крупнейших корпораций. Администрация Байдена начала проверки в ряде областей, в том числе в сфере использования бизнес-авиации, в стремлении закрыть лазейки и убедиться, что компании и частные лица «платят свою справедливую долю».
Сразу после выборов рынки отреагировали положительно, что, как отметил Мартель, хорошо для деловой авиации. Рынки любят стабильность, сказал он, отметив, что завершение выборов и определенность в их исходе обеспечивают это, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Несмотря на то, что в ходе переходного периода возникает множество вопросов, авиационные организации подчеркивают важность сотрудничества с новой администрацией.
«Величайшие достижения нашей страны – от высадки человека на Луну до преодоления звукового барьера – являются результатом мощного альянса между промышленностью и правительством», - сказал президент и исполнительный директор Ассоциации аэрокосмической промышленности Эрик Фаннинг. «Поскольку мы начинаем новую главу в нашей истории, мы с нетерпением ожидаем тесного сотрудничества с новой администрацией и 119-м Конгрессом для укрепления этого партнерства».
Президент и исполнительный директор Национальной ассоциации воздушного транспорта Курт Кастанья также заявил: «NATA надеется на сотрудничество с новой администрацией для решения вопросов, важных как для авиационного бизнеса, так и для нашей страны, включая внедрение новейших авиационных технологий и модернизацию нашей национальной системы воздушного пространства. Бизнес-авиация зарекомендовала себя как поставщик ценных, безопасных авиаперевозок и важнейших общественных благ для сообществ по всей стране, и у избранного президента Трампа есть уникальная возможность сохранить и приумножить эти жизненно важные транспортные услуги, предоставляемые членами авиационного бизнеса NATA».
Кастанья добавил, что ассоциация планирует обратиться к переходной команде для обсуждения этих и других вопросов.