«20 января, в качестве одного из моих первых исполнительных указов, я подпишу все необходимые документы, чтобы взимать с Мексики и Канады 25%-ную пошлину на все товары, ввозимые в Соединенные Штаты. Эта пошлина будет действовать до тех пор, пока наркотики, в частности фентанил, и все нелегальные иностранцы не прекратят вторжение в нашу страну!»
Публикация избранного президента Дональда Трампа в социальной сети Truth на прошлой неделе, за которой последовало введение 10%-ных пошлин на китайский экспорт, шокировала лидеров по ту сторону границы. Джастин Трюдо, премьер-министр Канады, провел телефонный разговор с Трампом в течение нескольких часов. Клаудия Шейнбаум, президент Мексики, в ответ заявила, что ее страна примет ответные меры. Позже Шейнбаум поговорила с Трампом и сказала, что это был «очень любезный» разговор.
Акции автопроизводителей значительно упали, как только появилось сообщение – только GM в 2024 году планирует импортировать 750000 автомобилей из Мексики и Канады. Но если пошлины будут введены, это серьезно ударит и по продажам самолетов и прибыли всех авиастроительных компаний.
Пошлины станут серьезной проблемой для покупателей из США, которые будут приобретать самолеты Bombardier. В случае их введения покупатель из Техаса, приобретающий Bombardier Global 7500 стоимостью $75 млн, может – по крайней мере, теоретически – получить счет за доставку на сумму $18 млн.
«Предлагаемые пошлины, которые могут оказать значительное влияние, безусловно, вызывают озабоченность у всех компаний, участвующих в глобальной экономике и цепочке поставок», - говорится в заявлении Bombardier. «На данный момент просто еще слишком рано строить предположения о том, что будет введено, и мы уверены, что правительства смогут снизить этот риск посредством конструктивных и совместных дискуссий, которые ставят экономическое процветание по обе стороны границы превыше всего».
В Bombardier добавили: «Ключевым примером этого является спецификация материалов для наших самолетов – важно подчеркнуть, что большинство из них поступает от поставщиков из США по большинству наших программ. Кроме того, мы напрямую производим различные компоненты во многих штатах. Эти мероприятия, приумноженные в нашей отрасли, способствуют сохранению десятков тысяч высокооплачиваемых рабочих мест в США, а также десятков тысяч в Канаде. Все текущие обсуждения должны быть направлены на их сохранение».
Компания делает важный вывод. Цепочки поставок авиационной техники являются глобальными. Даже американские производители авиационной техники сильно пострадают. Канада и Мексика являются ключевыми поставщиками для аэрокосмических компаний.
Возьмем, к примеру, Pratt & Whitney Canada. На долю двигателей приходится значительная часть стоимости нового самолета – как правило, не менее четверти. Двигатели Pratt & Whitney Canada установлены на множество бизнес-джетов, включая Embraer Phenom, самолеты Cessna Latitude, Longitude и Ascend, Dassault Falcon и Gulfstream G500/G600. И это без учета поршневых самолетов, турбовинтовых и вертолетов. Всем этим производителям пришлось бы платить на 25% больше за двигатели – это может привести к дополнительным расходам на $3 млн при приобретении крупноразмерных самолетов. В 2023 году только штат Квебек экспортировал в США продукции и запчастей на сумму $8,7 млрд. Сюда входят Pratt & Whitney Canada, CAE и такие компании, как Thales, которая экспортирует беспроводные системы управления полетами из Монреаля.