На выставке Verticon Общество вертикального полета (VFS) обратило внимание на недавние потрясения в сфере eVTOL. Несколько крупных игроков на зарождающемся рынке либо продаются по бросовым ценам, либо вообще вынуждены сдаться.
По словам Майка Хиршберга, директора по стратегии и бывшего исполнительного директора группы, «последние несколько месяцев привели к тому, что несколько компаний оказались неплатежеспособными». Он особо отметил неожиданное заявление Volocopter о том, что китайская компания согласилась купить ее за 10 млн евро – сумму, которую он назвал ничтожной, – поскольку у компании закончилось финансирование, необходимое для сертификации после 15 лет разработки.
«Существует огромный разрыв между проектированием, изготовлением, полетом самолета и его последующим производством». Хиршберг добавил, что все еще есть несколько потенциальных производителей, которые стремятся получить сертификацию, но предупредил: «То, что у вас есть хорошая идея, не обязательно означает, что вы добьетесь успеха в бизнесе». Он объяснил это, как принцип Хиршберга: «Вам нужно около миллиарда долларов, 10 лет и 1000 инженеров, чтобы вывести на рынок новый самолет. Для eVTOL надо добавить 50% к этим числам. Новые технологии требуют много-много времени и много денег».
VFS ведет реестр мировых конструкций eVTOL, и по состоянию на текущую неделю в него включено около 1100 моделей, которые, по словам организации, варьируются от нелепых до серьезных. Она разбивает проекты — от более чем 400 компаний — на векторную тягу (387), подъемную и круизную (200), бескрылые мультикоптеры (321), ховербайки/летающие устройства (111) и eHelos и гироскопические аппараты (76). Из них, по прогнозам Хиршберга, возможно, пять будут сертифицированы в течение следующих пяти лет.