По словам Куанга Ле, менеджера по работе с ключевыми клиентами в офисе международной брокерской компании Chapman Freeborn в Хошимине, сектор деловой авиации Вьетнама представляет собой «неизведанную территорию», где значительные риски сочетаются с исключительными выгодами. Что следует знать потенциальным инвесторам об этом перспективном рынке?
От нуля к росту: развитие бизнес-авиации во Вьетнаме
Развитие рынка деловой авиации Вьетнама демонстрирует значительный прогресс, достигнутый всего за несколько лет. «В 2008-2011 годах, когда мир еще ощущал последствия глобального финансового кризиса, частная авиация сделала свои первые осторожные шаги во Вьетнаме», - вспоминает Ле. «В то время даже частные рейсы выполнялись под AOC коммерческой авиакомпании, поэтому не было операторов частных самолётов в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Но с тех пор многое значительно изменилось».
Трансформация произошла недавно и развивалась быстрыми темпами. «На самом деле только пять или шесть лет назад, незадолго до начала пандемии, у нас появились первые операторы частных джетов, которые по-настоящему взлетели», - отмечает Ле. Это событие совпало с экономическим ростом Вьетнама с 2015 года, что создало условия для устойчивого роста.
Несмотря на недавний рост, рынок деловой авиации Вьетнама остается небольшим по сравнению с размером экономика и численностью населения. Лe приводит конкретные цифры: «На данный момент во Вьетнаме насчитывается от 10 до 12 бизнес-джетов, и большинство из них находятся в частной собственности. Для чартерных рейсов доступно всего три самолёта, и у частных чартерных авиакомпаний есть огромный потенциал».
Две движущие силы роста
Ле выделяет два отличных фактора, способствующих развитию деловой авиации Вьетнама. Во-первых, это быстрое развитие местной экономики, особенно в сфере информационных технологий и производства: «Рост вьетнамских корпораций был очень позитивным. Эти компании уже осознали преимущества использования частных рейсов в качестве бизнес-инструмента, который помогает им развивать свой бизнес лучше и эффективнее. И, как вы знаете, они расширяются не только внутри страны, но и на международном уровне».
Внешний фактор имеет равное значение. «Вьетнам является объектом пристального внимания многих иностранных компаний, которые находятся в процессе переноса своего бизнеса в страну, которая является политически стабильной и быстро развивающейся, для создания своих офисов, заводов или просто для выхода на новый рынок», - объясняет Ле.
В первой половине 2025 года ВВП Вьетнама вырос на 7,52%, что стало самым высоким показателем роста в первом полугодии за последние 15 лет. Экономический рост, ускоренный перестройкой глобальной цепочки поставок, делает Вьетнам важным направлением для международных деловых поездок.
Туризм добавляет еще одно измерение. «Вьетнам начал привлекать внимание отдыхающих высокого класса, которые приезжают в страну, чтобы изучить это новое направление и насладиться всеми новыми услугами класса люкс, которые предлагает страна», - отмечает Ле.
Обеспечение надлежащих провозных мощностей является ключом к росту
Проведенный Ле анализ выявил определенный пробел на рынке. «На данный момент на этом рынке не хватает нескольких типов самолётов, особенно среднего размера», - объясняет он. «На самом деле во Вьетнаме есть только тяжелые джеты или самолёты большой дальности, аренда которых обходится дорого».
Это несоответствие между имеющимися самолётами и потребностями рынка создает новые возможности. «Я думаю, что наличие подходящего продукта определенно привлечет новый трафик», - предполагает он. Эта потребность особенно остро ощущается во внутренних поездках, когда корпоративным путешественникам требуются более экономичные варианты для относительно коротких поездок с целью посещения заводов, поставщиков и партнеров.
«Внедрение самолётов среднего размера значительно снизило бы цены на короткие рейсы, которые обычно длятся около часа. Такие маршруты, как из Хошимина в Дананг или на Фукуок, популярные как для деловых поездок, так и для отдыха, становятся непомерно дорогими, поскольку доступны только крупноразмерные джеты», - отмечает Ле.
Нормативно-правовая база: прогресс и возможности для совершенствования
Нормативно-правовая база, которая исторически была сложной, совершенствуется. «Всего 10 лет назад не было местных авиакомпаний, эксплуатирующих бизнес-джеты, и вся авиационная нормативно-правовая база во Вьетнаме была построена исключительно на коммерческой авиации», - объясняет Ле. «Эта ориентированная на коммерческую авиацию система изначально применялась и к деловой авиации, что означало ограниченную гибкость и увеличение затрат для операторов бизнес-джетов, владельцев воздушных судов и, в конечном счете, пассажиров». Лe отмечает позитивные изменения: «За последние пять лет ситуация значительно улучшилась. Все больше бизнес-джетов смогли регистрироваться и эксплуатироваться во Вьетнаме, и теперь почти во всех вьетнамских аэропортах действуют правила для частных рейсов».
Позиция Chapman Freeborn во Вьетнаме
На этой неизведанной территории Chapman Freeborn – компания с более чем 50-летней историей – установила стратегическое присутствие. «Я бы не сказал, что мы первые, кто приехал сюда, но мы приехали сюда с командой, преданной своему делу в этой стране, говорящей на местном языке и понимающей местный рынок», - объясняет Ле. Такое присутствие на местном рынке дает преимущества в стране, где важны отношения и культурное взаимопонимание.
В своем стремлении предоставлять клиентам во Вьетнаме лучшие в своем классе услуги Chapman Freeborn пользуется надежной поддержкой. Компания входит в состав Avia Solutions Group, крупнейшего в мире поставщика услуг ACMI (самолеты, экипаж, техническое обслуживание и страхование), парк которого насчитывает более 200 самолётов. Группа компаний со штаб-квартирой в Дублине располагает значительными ресурсами и опытом для поддержки экспансии Chapman Freeborn на развивающихся рынках, таких как Вьетнам.
Его уверенность воплощается в действиях: «Я рад, что Avia Solutions Group видит потенциал во Вьетнаме и в регионе Юго-Восточной Азии в целом. Группа управляет несколькими авиакомпаниями ACMI, активно занимается техническим обслуживанием в Индонезии и обучает пилотов во Вьетнаме. Благодаря таким обширным связям у нас всегда есть возможность проконсультироваться с коллегами, работающими в соседних странах и различных областях авиационной промышленности».
Вьетнам: рынок, готовый к развитию
Сектор деловой авиации Вьетнама находится на критическом этапе развития. Учитывая, что всего 10-12 частных самолётов обслуживают экономику с населением в 100 млн человек, потенциал роста является значительным. Сочетание растущих отечественных корпораций, увеличения иностранных инвестиций и развития элитного туризма создает основу для устойчивого спроса.
Тем не менее, это остается по-настоящему неизведанной территорией. Нехватка самолётов среднего размера, необходимость в специальной нормативно-правовой базе и ограниченное количество чартерных рейсов – всё это создает проблемы, требующие тщательной экспертизы. Для таких компаний, как Chapman Freeborn, обладающих местным опытом и международной поддержкой, эти вызовы представляют собой возможности для формирования рынка на стадии его становления.