Робкие шаги по либерализации индийского рынка бизнес-авиации


Авиационные власти Индии приняли закон, существенно упрощающий процедуры ввоза в страну практически любых самолетов. Но на этом проблемы не решились
В Индии настоящая «оттепель». Авиационные регуляторы страны (Министерство гражданской авиации Индии) наконец-то приняли долгожданный закон, существенно упрощающий процедуру ввоза в страну практически любых типов самолетов. Согласно опубликованным официальным данным, заявка на импорт воздушных судов (в основном бизнес-класса) теперь будет рассматриваться в кратчайшие сроки и с минимумом бюрократических проволочек. Также отменена часть налогов, взымаемых с владельцев воздушных судов и упрощается схема регистрации воздушных судов.

Однако, как это будет выглядеть на практике, пока не известно. Но основные игроки рынка все-таки воспринимают данное решение с определенной долей оптимизма. В январе 2013 года в Министерство поступило более 50-ти запросов на ввоз новых самолетов, но до принятия закона все они были отклонены. Теперь же, как ожидают производители, активность на индийском рынке должна увеличиться. В настоящее время в стране эксплуатируется 264 деловых самолета (из них 97 турбовинтовых). Согласно прогнозу Bombardier, в период до 2020 года в страну планируется поставить 385 новых деловых самолетов, а с 2021 по 2030 гг. – 945 бизнес-джетов.

Тем не менее, принятие этого закона всего лишь первый шаг по наведению порядка на рынке бизнес-перевозок Индии. По мнению многих аналитиков, индийский рынок, наряду с китайским и российским, один из самых динамично развивающихся. В среднем в год он растет на 10-15%, а к 2017 году он будет оценен почти в $ 291 млрд. Однако, наравне с позитивными перспективами его развития, существует и ряд серьезных проблем, с которыми операторы сталкиваются каждый день. При этом любые инициативы, исходящие от компаний, как будто сразу же отправляются чиновниками в архив.

Основными причинами, которые, по мнению экспертов, сдерживают развитие индийского рынка, являются слишком большое время, необходимое для получения разрешения на полет, и скрытый запрет на выполнение внутренних рейсов. Индийские корпорации уже давно задают тон не только в национальной экономике, но и в мировой. А бизнес-авиация для страны – движущая сила, с помощь которой можно оперативно решать достаточно важные вопросы, но все попытки изменить ситуацию до настоящего времени терпели фиаско.

Проблемами индийского рынка серьезно озабочены и в Национальной ассоциации деловой авиации Индии. «Главная проблема кроется в политике правительства в отношении иностранных игроков этого рынка. Жесткие меры, предпринимаемые авиационными властями Индии, связаны прежде всего с получением разрешений (оформление занимает до 11 дней) и полетами внутри страны иностранными операторами. И это делает рынок практически закрытым для иностранцев. Чиновники считают, что бизнес-джеты – это исключительно игрушки богатых, и какой-либо пользы для развития бизнеса в стране они не несут. Однако, проведенное Национальной ассоциацией деловой авиации Индии (ВАОА) исследование, доказывает обратное положение дел. В 78% случаев услугами бизнес-авиации при международных полетах пользуются представители крупного бизнеса», - комментируют в BAOA.

Как следствие, многие эксперты утверждают, что бизнес-авиация в стране стала непрактичной, и совершенно не интересна для международных инвестиций. В ассоциации нисколько не удивятся, если в ближайшее время со стороны ряда государств будут введены определенные санкции в отношении воздушных судов с индийскими префиксами. И только с реальным усилением позиций ВАОА возможны уступки со стороны авиационных властей Индии, которые станут началом реальных реформ на рынке бизнес-перевозок этой перспективной страны.

Принятие нового закона, по мнению представителей ВАОА, совершенно правильный, и самое главное своевременный шаг, продвигающий законодательство страны к мировым стандартам. «Мы рады, что профильное министерство, наконец, прислушалось к потребностям рынка, для которого импорт самолетов является жизненно необходимым. Мы надеемся, что это постановление станет первым шагом, и тенденция к либерализации воздушного законодательства продолжится и в будущем», - комментируют в ассоциации.