Опыт против молодости


В течение многих лет специалисты задавались вопросом о взаимосвязи или ее отсутствии между налетом пилота и тем как насколько эффективно он работает с арматурой кабины. Два австралийских исследователя попробовали решить дилему

Казалось бы, есть неоспоримые истины, которые опровергать никто не станет. В качестве примера можно привести опыт - то есть, чем опытнее человек в своей профессиональной деятельности, тем лучше он справляется со своей работой. Но исследовательский «зуд» некоторых ученых заставляет подвергать сомнению и такие аксиомы. По их мнению, это может открыть новые грани и особенности работы профессионалов.

Так, например, в течение многих лет специалисты задались вопросом о взаимосвязи, или ее отсутствии, между налетом пилота и тем насколько эффективно он работает с арматурой кабины. Два австралийских исследователя, специализирующихся на человеческом факторе в профессиональной деятельности, Мэттью Томас и Мелани Тодд, попробовали разрешить этот вопрос.

Исследователи провели ряд тестов со вторыми пилотами, уже летающими в авиакомпаниях, и пришли к выводу, что нет большой разницы в поведении на рабочем месте между опытным и менее опытным пилотами. Исследование проводилось в тех же условиях, что и проверки по безопасности, то есть в условиях максимально приближенным к реальным полетам. При этом, проверяющие находились в кабине на откидных сиденьях и наблюдали за действиями летных экипажей, чтобы более полно оценить их специальные навыки и общее поведение, знание обстановки, способность управления задачами и процесс принятия решений.

Единственное отличие в действиях пилотов с большим налетом и их менее опытных коллег исследователи обнаружили в моменте выключения автопилота при устойчивых подходах – пилоты с меньшим налетом переходили на ручное управление на меньшей высоте, чем более опытные летчики. Исходя из этого, Томас и Тодд сделал вывод, что, несмотря на небольшой налет, вторые пилоты  были столь же способны, как их более опытные коллеги.

Однако стоить отметить, что исследование проводилось при стандартных условиях и, скорее всего, пилот с большим налетом будет намного эффективнее действовать в особых случаях и аварийных ситуациях. И еще, несмотря на оптимистические результаты, это исследование косвенно подтвердило опасение FAA, что чрезмерная автоматизация летной работы ведет к утрате навыков ручного пилотирования – летчики с небольшим налетом позже выключают автопилот, потому что слишком полагаются на автоматику или чувствуют неуверенность в своих навыках пилотирования.