Япония кардинально меняет отношение к бизнес-авиации


С 21 октября 2013 года вступили в силу новые правила полетов в Страну Восходящего Солнца для бизнес-операторов
Еще недавно операторы бизнес-авиации со всего мира в буквальном смысле боролись за каждый слот в японских аэропортах. И к счастью многих Япония произвела переоценку роли бизнес-авиации в экономике страны.

Япония обладает третьей по величине мировой экономикой, но достаточно скромными показателями в сегменте деловой авиации. На данный момент, японским владельцам принадлежат порядка 250 бизнес-джетов (вертолетов – около 700), что не совсем отвечает влиянию и экономическому положению страны в мире. Если рассматривать инфраструктуру, то дела обстоят аналогично: отсутствие сервисных центров, специализированных терминалов, а также «драконовское» законодательство в области регулирования перевозок считаются естественным тормозом для постоянного развития данного сегмента.

Японское бюро гражданской авиации (JCAB) и японская ассоциация бизнес-авиации (JBAA) объявили, что с 21 октября 2013 года вводятся новые правила выполнения рейсов в японские аэропорты, основанные на стандартах FAA Part 135.

«Японские чиновники  упорно трудились для облегчения правил для полетов иностранных операторов. На самом деле, существующие нормативные документы никак не регламентировали бизнес-чартеры, а только вводили максимальное количество ограничений. Теперь же мы видим просто революционный подход к бизнес-перевозкам со стороны авиационных властей страны, которые, судя по всему, пересмотрели свой взгляд на сегмент. Именно по этой причине правительство приняло решение изменить ситуацию комплексно. Так, первый шаг ознаменовался отменой ограничений на операции с воздушными судами массой менее 5,7 тонн (в проекте имеется положение о поэтапном уменьшении стоимости на обслуживание для лайнеров иных весовых категорий). В начале следующего года будет увеличено число выдаваемых слотов, и, что более важно, впервые станет использоваться уведомительная система, которая, как уверяют игроки рынка, в сравнении с нынешним регламентом станет революционным прорывом в выполнении рейсов», - комментирует директор Universal Aviation в Японии Хироси Хигасияма.

Однако японские авиационные чиновники не спешат открывать доступ на внутренний рынок для международных операторов. По-прежнему в стране действуют жесткие ограничения, позволяющие исключить серый каботаж. Но в дальнейшем все же ожидаются небольшие послабления для зарубежных операторов, летающих внутри страны, но детали будущих инициатив пока держатся в тайне.

Сейчас же, в соответствии с новыми правилами, существенно сократилось время получения разрешений – с 10 до трех дней, а в некоторых случаях и до 24 часов. Что касается самой структуры новых правил,  то здесь бизнес-оператор должен пройти аккредитацию у уполномоченного агента на соответствие международным нормам и стандартам (как отмечают эксперты, это скорее формальное требование к операторам).

По мнению участников рынка, новые правила – это всего лишь первый шаг японских чиновников к развитию бизнес-перевозок в стране. Совсем недавно стало известно, что в 2020 году Япония вновь примет Олимпийские Игры. Этот фактор, как отмечают эксперты, послужит реальным толчком для развития инфраструктуры перевозок, а своевременная либерализация законодательства придаст дополнительный импульс для сегмента в целом.