Разность скоростей

Британская организация Airprox Board считает, что необходимо повысить осведомленность пилотов и диспетчеров о рисках сближения воздушных судов в аэропортах авиации общего назначения, которые могут возникнуть при движении самолетов и вертолетов, имеющих значительную разницу в скоростях полета.

 

Британская организация Airprox Board (Комиссия по опасным сближениям в воздухе) считает, что необходимо повысить осведомленность пилотов и диспетчеров о рисках сближения воздушных судов в аэропортах авиации общего назначения, которые могут возникнуть при движении самолетов и вертолетов, имеющих значительную разницу в скоростях полета. Такая постановка вопроса возникла при рассмотрении одного случая сближения самолетов в аэропорте Биггин Хилл.

Рассматривая случай об опасном сближении бизнес-джета и легкого поршневого самолета в районе аэропорта Биггин Хилл близ Лондона, Комиссия Airprox Board отметила, что такие риски будут возрастать по мере увеличения количества эксплуатируемых частных сверхлегких реактивных самолетов (VLJ), потому как летные характеристики сравнимы или даже превосходят таковые уже существующих бизнес-джетов.

Вышеуказанный случай, который Комиссия квалифицирует по категории B – «Безопасность не гарантирована: безопасность самолета была поставлена под сомнение» (весь рейтинг рисков Airprox Board), произошел 17 января 2010 г. в районе аэропорта Биггин Хилл в хорошую погоду. Самолет Cessna Citation Sovereign, осуществляя полет по правилам визуальных полетов, после взлета с ВПП 21 в процессе набора высоты был вынужден совершить маневр, чтобы избежать столкновения с самолетом Cessna 172 Skyhawk, который получил разрешение на вход в правый визуальный круг и находился в «мертвой зоне».

Избежать столкновения удалость только благодаря диспетчеру, который видя, что ситуация не контролируется, связался с пилотом Citation: "Вы наблюдаете 172?" Пилот Citation оторвался от настройки автопилота, и ответил: "Нет. О!!! Подтверждаем, Оууу!" и быстро исправили опасную ситуацию.

Расследование инцидента установило, что оба пилота следовали правильным процедурам и получили разрешение на выполнение своих маневров. Однако опасная ситуация возникала из-за того, что экипажа Citation получив разрешение, очень быстро вырулил на исполнительный старт и взлетел, оторвавшись от ВПП пробежав менее половины полосы и сразу начал интенсивный набор высоты.

Диспетчер разрешил вход в «круг» поршневому самолету рассчитывая, что к тому времени, как взлет Citation состоится, Cessna 172, уже пересечет траверз взлетно-посадочной полосы и войдет в «круг». Однако он не учел скорость Citation, который в итоге прошел на 100 футов (30 м) ниже и в менее чем 200 м позади Cessna 172, а также экипаж которого был предупрежден о присутствии тихохода в последний момент.

Вердикт Комиссии: инцидента можно было бы избежать, если бы диспетчер, прежде чем дать разрешение на взлет для Citation, добился того, чтобы экипаж установил визуальный контакт с приближающейся Cessna 172.

Получается так же как и на дорогах: управляя скоростным автомобилем необходимо постоянно следить за окружающей обстановкой, так как соседи по потоку не всегда могут оценить твою скорость. 

Источник: Flightglobal