Из 89 самолетов, которые будут представлены на статической стоянке NBAA-2013, 34 представляют суперсредний и крупноразмерный сегмент и 23 – легкие и средние бизнес-джеты
В последнее время производители бизнес-джетов довольно часто радуют нас новинками. Однако эти самолеты, как разработанные с чистого листа, так и представляющие собой обновление известных бизнес-джетов, представляют верхний сегмент. И эта ситуация резко контрастирует с докризисным расцветом проектов сверхлегких бизнес-джетов.
А разница между тем временем и сегодняшними днями состоит в том, что, по всей видимости, отрасль очень хорошо осведомлена о фактическом положении дел, которое скрывается за глянцевыми буклетами. И это состояние не настолько хорошо, как может показаться при взгляде на внешние признаки. Так что предстоящая выставка бизнес-авиации в Лас-Вегасе поделит рынок бизнес-джетов на победителей и проигравших. Однако делать прогнозы такого разделения на методиках рационального мышления все-таки не стоит.
В нынешней популярности ультрадальних и крупногабаритных бизнес-джетов, а также самолетов суперсреднего класса, на самом деле нет ничего сверхъестественного, так как такие воздушные суда и до финансового кризиса хорошо раскупались. Но в кризисные годы удача отвернулась от джетов нижнего ценового сегмента, и на этом фоне стабильность больших самолетов стала выглядеть успехом. Ведь легкие и средние бизнес-джеты имели значительную долю продаж на североамериканском рынке, но экономический удар 2008 года пришелся как раз по целевой аудитории этого сегмента – среднему и малому бизнесу.
Также среди теорий, объясняющих этот поведенческий сдвиг, есть и такие как реакция общества против «жирных котов» на бизнес-джетах, избыток имеющихся самолетов на вторичном рынке и общая неуверенность в перспективах глобальной экономики.
Хорошей новостью для «малышей» является то, что промышленность адаптируется. Эпоха трехлетнего застоя заказов, кажется, прошла, а с ней и ситуация, когда клиенты ожидали своей конфигурации интерьера месяцы или даже годы. В настоящее время большинство производителей готовы подготовить легкий или средний джет всего за три недели. Это небольшой шаг, но указывает на изменения, которые были необходимы для выживания.
А как будет себя чувствовать «выводок» новых бизнес-джетов нижнего сегмента в течение ближайших нескольких лет, по-прежнему остается только догадываться. Но складывается впечатление, что сейчас слишком много новых проектов и слишком мало надежных клиентов. Как вариант для этого сегмента отрасли – это популяризация такого типа самолетов на развивающихся рынках (которые пока смотрят в сторону больших бизнес-джетов).
Для справки: из 89 самолетов, которые будут представлены на статической стоянке NBAA-2013, 34 представляют суперсредний и крупноразмерный сегмент и 23 – легкие и средние бизнес-джеты.
По материалам Flightglobal