Парк российских бизнес-джетов в прошлом году сократился на четыре машины за счет списания старых бортов
Консалтинговое агентство AVDATA/JetNet выпустило очередной ежегодный отчет о количестве деловых самолетов (реактивных и турбовинтовых), эксплуатирующихся по всему миру. За основу брались данные по воздушным судам, внесенным в национальные реестры. Тем не менее, такой подход не позволяет показать реальную картину по количеству самолетов, принадлежащих гражданам конкретных стран. Практически во всех крупных странах (исключением не является и Россия) наблюдается практика постановки самолетов в офшорные реестры, либо в реестры других государств. И это может быть значительная доля парка. В отчете за основу взяты данные по бизнес-джетам и самолетам, конвертированным в VIP-варианты. Но в отчет не включены воздушные суда, обслуживающие первых лиц государств и государственные органы.
Российский парк деловых самолетов по состоянию на 1 января 2017 года включает 186 самолетов, 150 из которых – реактивные, 36 – турбовинтовые. Напомним, что в данный рейтинг входят только воздушные суда, внесенные в национальные авиарегистры. По данным независимых аналитиков, парк воздушных судов, аффилированных с российскими частными владельцами и компаниями, составляет чуть более 500 воздушных судов и варьируется в пределах 490-515 машин. В прошлом году российские компании и владельцы получили чуть больше 10 новых самолетов, которые были внесены в российский реестр. Еще порядка 15 бортов были перерегистрированы или выставлены на продажу (речь идет о воздушных судах с префиксом RA)
Далее за РФ на постсоветском пространстве вторую строчку занимает Казахстан с 40 воздушными судами (30/10), третью строчку в этом символическом рейтинге занимает Украина с 26 самолетами (20/6). Следом идут Эстония (15, 9/6), Азербайджан (14, 13/1), Белоруссия (16, 16/0), Литва (13, 13/0), Латвия (9, 8/1), Грузия (4, 4/0), Туркменистан (3, 3/0), Армения (3, 1/2), Кыргызстан (1, 0/1), Молдова (1, 0/1), Узбекистан (1, 1/0). В Таджикистане деловых самолетов не зарегистрировано.
В 2015 году на постсоветском пространстве ситуация была следующая. Россия также возглавляла рейтинг с 189 воздушными судами (47 турбовинтовых), далее шел Казахстан (38 самолетов, восемь из которых – турбовинтовые), Украина (32 и 6), Эстония (20 и 8), Азербайджан (13 и 0), Белоруссия (13 и 0), Литва (11 и 0), Латвия (9 и 1), Туркменистан (3 и 0), Грузия (3 и 0), Армения (3 и 2), Кыргызстан (2 и 1), Молдова (1 и 0), Узбекистан (1 и 0). В Таджикистане деловых самолетов также не зарегистрировано.