Развивающиеся рынки утратили титул «спасителя бизнес-авиации»


Во время Великой рецессии развивающиеся рынки поддерживали бизнес-авиацию на плаву, так как зрелые рынки стагнировали, но сегодня, поскольку ведущие экономики растут, ситуация совершенно противоположна

По мнению авиационного аналитика Брайана Фоли, во время Великой рецессии развивающиеся рынки поддерживали бизнес-авиацию на плаву, так как зрелые рынки стагнировали, но сегодня, поскольку ведущие экономики растут, ситуация совершенно противоположна. «Десять лет спустя развивающиеся рынки сами борются. Без них разгром в мировых поставках бизнес-джетов, которые в период с 2008 по 2012 годы сократились примерно вдвое, был бы намного значительнее», - сказал он.

 

«Однако сегодня в этих регионах есть собственный набор проблем, который снижает активность продаж деловых самолетов за пределами более зрелых экономик», - продолжил Фоли. Он отметил, что индекс MSCI Emerging Markets, который измеряет совокупную доходность акций 24 развивающихся стран, в настоящее время снизился на 20% с момента своего январского пика. Снижение фондового рынка, как правило, сопровождается меньшей готовностью клиентов покупать бизнес-джеты.

По его словам, девальвация валюты является еще одним препятствием для продаж самолетов на развивающихся рынках. Фактически, индонезийская рупия упала до самого низкого значения с 1998 года, индийская рупия также находится на рекордно низком уровне, а валюта Турции упала на 27% по отношению к доллару США. Это представляет собой проблему, потому что бизнес-джеты оцениваются в долларах, а это означает, что «сейчас требуется гораздо больше местной валюты для покупки, что отрицательно сказывается на продажах», - считает Фоли.

Он отметил, что другими уязвимостями развивающихся рынков стало усиление торговой напряженности, политические и экономические потрясения, низкие цены на сырьевые товары, долги в сочетании с отсутствием дешевых денег и рецессия в Южной Африке.

По данным GAMA, 35,1% от общего объема поставок бизнес-джетов в 2010 году пошлось на развивающиеся рынки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке. В прошлом году эта доля снизилась до 19,2%. «Это сокращение почти вдвое объема рынка бизнес-джетов на развивающихся рынках», - сказал Фоли. «Я ожидаю, что этот процент будет еще ниже в 2018 году и в течение нескольких лет не предвидится значимого всплеска».

К счастью, продажи на зрелых рынках компенсируют падение поставок на развивающихся рынках, а некоторые производители бизнес-джетов сейчас сообщают о положительном соотношении заказов к поставкам. «Сегодня рынок бизнес-джетов более глобально диверсифицирован, чем когда-либо», - заключил он. «Поскольку экономика во всем мире циклична и не всегда синхронизирована, это позволяет сильным экономикам поддерживать отрасль, давая слабым регионам время для перегруппировки. Хотя сейчас трудно себе представить, это всего лишь вопрос времени, прежде чем развивающиеся рынки снова станут основным источником продаж частных самолетов».