В минувшем году российские миллиардеры начали продавать свои самолеты
Если объединить частные самолеты российских миллиардеров в одну компанию, то получится крупный перевозчик, второй по числу бортов после «Аэрофлота» с парком более 250 воздушных судов. Всего же россиянам принадлежит до 500 бизнес-джетов, и большинство из них зарегистрировано за границей. Принятые 6 апреля 2018 года Минфином США санкции против российских бизнесменов испортили жизнь миллиардерам и запустили волну распродаж.
Попав под санкции, Олег Дерипаска был вынужден отказаться от трех самолетов Gulfstream G550. Credit Suisse и Raiffeisen Bank разорвали с компаниями Дерипаски лизинговые контракты, а джеты выставили на продажу по $30 млн. В похожей ситуации оказался и владелец Crocus Group Араз Агаларов: ему пришлось экстренно погасить кредит на $20 млн в американском банке Stonebriar Commercial Finance, где был заложен его Gulfstream G550. На рынке оказались самолеты еще нескольких бизнесменов, попавших под санкции, например, Сулеймана Керимова (Boeing BBJ2 и Вombardier Global Express ХRS) и Бориса Ротенберга (Bombardier Global). Бизнесмены опасаются оказаться в ситуации, подобной той, в которую попал владелец Volga Group Геннадий Тимченко: компания Gulfstream перестала выполнять договорные обязательства и поставлять запчасти для его Gulfstream G650. «Соответственно, ряд других самолетов российских владельцев также сняли с обслуживания, отказались предоставлять им послепродажную поддержку, лишили гарантии. Гражданам, которые находятся в санкционном списке, часть европейских и американских операторов стала отказывать в перевозке, не говоря уже о продаже новой техники», — объясняет управляющий директор Jet24 Павел Захаров. В итоге самолет Тимченко «осел» на дочерней компании Российского фонда прямых инвестиций — кипрской Amerivo Holdings.
Кому какие борта принадлежат — в рейтинге Forbes «50 самых дорогих самолетов российских бизнесменов».
50 самых дорогих самолетов российских бизнесменов
Предполагаемый владелец |
Страна регистрации |
Марка |
Год выпуска |
Оценка стоимости, $ млн | |
1 |
Алишер Усманов |
Мэн |
Airbus A340 |
2008 |
150 |
2 |
Роман Абрамович |
Аруба |
Boeing 767 |
2003 |
120 |
3 |
Роман Абрамович |
Германия |
Airbus A319 |
2014 |
85 |
4 |
Андрей Скоч и семья |
Аруба |
Airbus A319 |
2013 |
71 |
5 |
Андрей Козицын |
Австрия |
Airbus A320 |
2008 |
67 |
6 |
Виктор Рашников |
Бермуды |
Gulfstream G650ER |
2017 |
62,5 |
7 |
Сергей Галицкий |
Мэн |
Gulfstream G650 |
2017 |
60 |
8 |
Дмитрий Рыболовлев |
Мэн |
Airbus A319 |
2012 |
60 |
9 |
Игорь Макаров |
Аруба |
Boeing 737 BBJ |
2010 |
58,8 |
10 |
Андрей Мельниченко |
Мэн |
Boeing 737 BBJ |
2009 |
58 |
11 |
Александр Абрамов, Александр Фролов |
Германия |
Airbus A319 |
2010 |
57 |
12 |
Владимир Евтушенков |
Аруба |
Boeing 737 BBJ |
2007 |
57 |
13 |
Виктор Вексельберг |
Аруба |
Airbus A319 |
2009 |
56 |
14 |
Михаил Прохоров |
Мэн |
Airbus A319 |
2009 |
56 |
15 |
Самвел Карапетян |
Мальта |
Gulfstream G650 |
2015 |
53 |
16 |
Искандер Махмудов |
Австрия |
Gulfstream G650 |
2015 |
53 |
17 |
Вагит Алекперов |
Кайманы |
Boeing 737 BBJ |
2006 |
50 |
18 |
Год Нисанов |
Мэн |
Gulfstream G650 |
2014 |
48,6 |
19 |
Филарет Гальчев |
Мальта |
Bombardier Global 6000 |
2016 |
45 |
20 |
Вадим Мошкович |
Мэн |
Bombardier Global 6000 |
2016 |
45 |
21 |
Зарах Илиев |
Мэн |
Airbus A318 Elite |
2011 |
42,5 |
22 |
Олег Тиньков |
Мэн |
Dassault Falcon 7X |
2016 |
42,5 |
23 |
Роман Абрамович |
Люксембург |
Gulfstream G650 |
2014 |
42 |
24 |
Леонид Михельсон |
США |
Gulfstream G650 |
2013 |
42 |
25 |
Владимир Потанин |
Австрия |
Gulfstream G650 |
2013 |
40 |
26 |
Василий Анисимов |
Люксембург |
Bombardier Global 6000 |
2014 |
36,6 |
27 |
Фархад Ахмедов |
Мэн |
Bombardier Global 6000 |
2014 |
36,6 |
28 |
Виктор Вексельберг |
Мэн |
Bombardier Global 6000 |
2013 |
36,2 |
29 |
Андрей Гурьев |
Австрия |
Airbus A319 |
2007 |
36 |
30 |
Владимир Потанин |
Австрия |
Gulfstream G550 |
2013 |
33 |
31 |
Владимир Богданов |
Россия |
Gulfstream G550 |
2012 |
31 |
32 |
Олег Дерипаска |
Мэн |
Gulfstream G550 (ALAY) |
2012 |
31 |
33 |
Олег Дерипаска |
Мэн |
Gulfstream G550 (UGIC) |
2012 |
31 |
34 |
Андрей Молчанов |
Мальта |
Bombardier Global 5000 |
2015 |
30 |
35 |
Араз Агаларов |
Кайманы |
Gulfstream G550 |
2010 |
27 |
36 |
Сергей Адоньев, Альберт Авдолян |
США |
Bombardier Global 6000 |
2012 |
27 |
37 |
Алексей Мордашов |
Мэн |
Bombardier Global 6000 |
2012 |
27 |
38 |
Алишер Усманов |
Люксембург |
Dassault Falcon 7X |
2012 |
27 |
39 |
Алексей Репик |
Мэн |
Bombardier Global 5000 |
2014 |
25,2 |
40 |
Анатолий Седых |
Мальта |
Bombardier Global 5000 |
2014 |
25,2 |
41 |
Александр Светаков |
Австрия |
Bombardier Global 5000 |
2013 |
24,5 |
42 |
Александр Пономаренко |
Мэн |
Gulfstream G550 |
2011 |
24 |
43 |
Виктор Харитонин |
Мэн |
Gulfstream G550 |
2009 |
23,6 |
44 |
Муса Бажаев |
Кайманы |
Bombardier Global Express XRS |
2010 |
23,2 |
45 |
Михаил Гуцериев |
Аруба |
Bombardier Global Express XRS |
2010 |
23,2 |
46 |
Александр Абрамов, Александр Фролов |
Германия |
Bombardier Global Express XRS |
2009 |
22,4 |
47 |
Александр Джапаридзе |
Люксембург |
Dassault Falcon 7X |
2009 |
20,5 |
48 |
Владимир Лисин |
Австрия |
Bombardier Global 5000 |
2011 |
20 |
49 |
Игорь Кесаев |
Бермуды |
Bombardier Global 6000 |
2009 |
20 |
50 |
Игорь Алтушкин |
Мэн |
Embraer Legacy 650 |
2016 |
18 |
Источник: Forbes.ru