Рынок по-прежнему горяч, но есть признаки замедления

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, военная спецоперация на Украине продолжает оказывать значительное влияние, хотя пока на региональном уровне.

По сравнению с третьей неделей конфликта (7 февраля — 13 марта) сейчас рейсы регулярных авиакомпаний, деловой и грузовой авиации из России сократились соответственно на 6%, 11% и 100%. Если взять последние четыре недели и сравнить их с аналогичными неделями 2021, 2020 и 2019 годов, активность бизнес-джетов, вылетающих из России, снизилась на 6%, 26% и 5% соответственно. Внуково, который в марте 2021 года занимал 2-е место в Европе по количеству вылетов бизнес-джетов, в марте текущего года занимает 15-е место.

Трафик самолетов в России в марте по сравнению с 2022 годом

Спрос на бизнес-джеты в более широком европейском регионе начал немного снижаться. Рост трафика с начала месяца по сравнению с прошлым годом по-прежнему значителен, на данный момент на 38%, но по сравнению с тем же периодом марта 2019 года тенденция к росту составляет 5% по сравнению с ростом на 12% в первые две недели марта.

Рост мировой бизнес-авиации также замедлился: на прошлой неделе с начала месяца увеличение составило 35% по сравнению с мартом 2021 и 25% — с 2019 годом, а на этой неделе рост с начала месяца снизился до 26% и 17% соответственно, что по-прежнему впечатляет, но может означать начало замедления.

Европа

В остальной Европе центром деловой активности в этом месяце является Лондон: из лондонских аэропортов выполнено почти 3000 рейсов бизнес-джетов, а общее количество вылетов увеличилось на 14% по сравнению с мартом 2019 года. В других европейских городах рост еще выше, особенно в Милане, Цюрихе, и более чем на 50% увеличилось количество вылетов бизнес-джетов из Стамбула и Мадрида. Спрос в Германии падает, и аэропорты Мюнхена и Берлина демонстрируют меньшую активность, чем в марте 2019 года.

Самые загруженные типы самолетов в Европе в этом месяце летают значительно больше, чем в марте 2019 года: по сравнению с мартом 2021 года трафик Cessna Citation Excel вырос на 11%, Phenom 300 – на 41%, а Challenger 300 – на 33%.

Самые загруженные города трафика бизнес-джетов в Европе в марте 2022 года

Северная Америка

Рынок США по-прежнему ставит рекорды по спросу на бизнес-авиацию: за первые три недели марта было совершено на 30% больше полетов, чем в марте 2019 года. За последние 7 дней в регионе наблюдается некоторое замедление: по сравнению со 2-й неделей марта количество рейсов на этой неделе в США увеличилось «всего» на 23% по сравнению с 2019 годом и на 18% во всем регионе.

Спрос на бизнес-джеты в Канаде и Мексике после пандемии пока не восстановился, в то время как трафик на Багамы, Пуэрто-Рико и Синт-Мартен и обратно растет. Количество прибытий бизнес-джетов в Коста-Рику в этом году удвоилось по сравнению с тремя годами ранее.

Чартерные и долевые операторы по-прежнему пользуются высоким спросом, хотя частные летные отделы, включая корпоративные, в этом месяце демонстрируют рост более чем на 20%.

Вылеты бизнес-джетов из стран Северной Америки в марте 2022 года

Остальной мир

За пределами Северной Америки и Европы глобальная активность бизнес-джетов в марте этого года выросла на 32%, 27%, 9% по сравнению с мартом 2021, 2020, 2019 годов соответственно. В этом месяце частные самолеты стимулируют спрос, рейсы выросли на 37% и 9% по сравнению с 2021 и 2019 годами.

Долевые операторы продемонстрировали наибольший рост трафика по сравнению с допандемийным уровнем: на 69% по сравнению с прошлым годом и на 50% по сравнению с 2019 годом. Международные спортивные мероприятия по-прежнему являются сильным стимулом для активности бизнес-авиации: на Гран-При Бахрейна Формулы 1 количество прибывших бизнес-джетов увеличилось в четыре раза. В Китае, находящемся в тисках очередного карантина, наблюдается серьезное снижение активности: международный трафик бизнес-джетов упал на 90% по сравнению с мартом 2019 года.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Региональное влияние конфликта на Украине предсказуемо серьезное: почти нет прибывающих рейсов в Европу, бизнес-джеты из России летают в регион Ближнего Востока. Более широкие тенденции роста активности бизнес-джетов явно замедляются по сравнению с предыдущими месяцами 2022 года, при этом чартерный рынок пострадал больше всего, в то время как трафик частных рейсов, по-видимому, сохраняет сильный рост по сравнению с прошлым годом».