Российские FBO надеются на частичное восстановление в четвертом квартале после резкого падения трафика из-за санкций, введенных против России из-за спецоперации на Украине.
Российская отрасль бизнес-авиации начала восстанавливаться после пандемии, но в марте она была потрясена ужесточением санкций против России, которые оказали непосредственное влияние на трафик, пишет AIN.
В марте и апреле количество полетов деловых самолетов сократилось примерно на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на то, что во втором квартале трафик начал постепенно стабилизироваться, ситуация в сегменте остается сложной, и большинство российских FBO продолжают ощущать давление санкций.
Как правило, российские FBO не раскрывают результаты своей деятельности. По данным Росавиации, Внуково-3 остается лидером рынка, на него приходится около 30–40% всех рейсов бизнес-авиации в России.
Пандемия и экономические последствия продолжающегося военного конфликта на Украине негативно сказались на деятельности Внуково-3 и других российских FBO. В случае с Внуково-3, российские СМИ сообщили, что этим летом трафик бизнес-авиации сократился в три раза по сравнению с прошлым годом.
Как заявил в интервью РБК совладелец Внуково-3 Виталий Ванцев, несмотря на сковывающие санкции, отрасль существует, хотя процент рейсов за границу незначителен. До марта Внуково-3 был не только самым активным FBO в России, но и одним из самых загруженных в Европе. По данным Внуково-3, если раньше в терминале выполнялось от 120 до 130 рейсов в день, то сейчас эта цифра оценивается в 30-40 рейсов. Однако в основном это внутренние рейсы по России.
Международные деловые рейсы в основном осуществляются в дружественные страны, в том числе в Турцию, ОАЭ, Мальдивы, Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии.
Что касается Внуково-3, то 2021 год стал для него самым успешным за последние шесть лет. FBO обслужил 17340 рейсов и 105800 тысяч пассажиров, что на 27% и 35% больше, чем в 2020 году, соответственно. В прошлом году на перевозки по международным направлениям пришлось около 65% всех рейсов и пассажиров, обслуженных во Внуково-3. В январе участники российского рынка ожидали, что в 2022 году рост рынка продолжится, хотя и более скромными темпами. Эти прогнозы были перечеркнуты международными санкциями.
Между тем, другие российские FBO также страдают от изоляции России. Однако они надеются, что начало периода отпусков в ближайшие недели позволит им хотя бы частично компенсировать огромные потери в текущем году.
Одним из таких FBO является Центр деловой авиации UTG PA в Домодедово, которым управляет группа UTG. Дарья Коршунова, директор по маркетингу и коммуникациям UTG Group, сообщила AIN, что, несмотря на текущий кризис в отрасли, компания продолжает расширять свои мощности в соответствии с ранее озвученными планами.
«В начале этого года... завершен первый этап реконструкции пассажирского терминала Центра деловой авиации UTG PA в Домодедово», — сказала она. «Сроки завершения следующих этапов корректируются в связи с трансформацией как рынка деловой авиации, так и рынка строительных материалов и работ. Мы взяли перерыв, чтобы пересмотреть планы закупок».
По словам Коршуновой, Центр деловой авиации определенно ощутил снижение объемов перевозок в связи с текущими событиями. Она добавила, что, хотя ситуация в отрасли в целом непростая, компания, как и другие игроки рынка, адаптируется к новым реалиям отечественного рынка бизнес-авиации, справляясь с ценой за счет оптимизации затрат и других расходов.
Отраслевые аналитики, обладающие экспертизой в сфере российской бизнес-авиации, с оптимизмом смотрят на стабилизацию ситуации и постепенное восстановление рынка, однако параметры этого процесса во многом зависят от конъюнктуры внешнеэкономической деятельности и геополитической ситуации в Европе.