Производители и ведущие аналитики вертолетной отрасли ожидают, что в 2023 году рынки как новых, так и подержанных гражданских вертолетов будут неопределенными из-за трех факторов: запасы, инфляция и ограничения цепочки поставок.
В то время как гражданский рынок в основном вернулся к норме, существовавшей до пандемии, с точки зрения общих продаж новых вертолетов, рост цен оказал растущее давление на и без того ограниченный вторичный рынок. Значимые прогнозы в этой среде, омраченной продолжающейся экономической неопределенностью, настолько сложны, что в этом году Honeywell впервые не опубликует на выставке Heli-Expo Международной вертолетной ассоциации (HAI) свой прогноз продаж газотурбинных вертолетов.
«Вертолетный рынок на самом деле представляет собой мрачную картину», — сказал Джейсон Зильбербранд, президент отдела оценки и консультирования Vref. «Вы знаете, я думаю, что людям действительно сложно понять, что происходит, что они должны делать».
Джейсон Кмиецик, президент HelValues, согласен с этим. «Всем очень сложно сказать, как сложится 2023 год», — отметил он.
Для производителей, уже сообщающих о результатах продаж гражданских вертолетов в 2022 году, тенденция, по-видимому, указывает на то же самое, возможно, с небольшим увеличением производства, но этого недостаточно, чтобы снять давление со вторичного рынка. Airbus Helicopters заявила, что сохранит свою 52% долю на рынке гражданских вертолетов в 2022 году с 374 заказами и 344 поставками. Между тем налет клиентского парка вернулся к допандемийному уровню 2019 года. Спрос на однодвигательные и легкие двухдвигательные вертолеты компании снова лидировал, в совокупности на них пришлось 342 заказа, в то время как спрос на суперсредние Airbus, H175 и H160, оставался слабым, заказано только на восемь и 12 экземпляров соответственно.
«Наши заказы поступили от 203 клиентов из 48 стран, что подчеркивает важность нашей глобальной сети, а также показывает, что в непростые времена роль вертолетов важнее, чем когда-либо», — сказал генеральный директор Airbus Helicopters Бруно Эвен. «2022 был годом, когда Airbus Helicopters укрепила свое восстановление в условиях нестабильности из-за конфликта на Украине и хрупкой цепочки поставок».
Гражданские поставки Bell Textron выросли, но в основном благодаря популярности высокопроизводительного легкого Bell 505. В целом, как для военных, так и для гражданских продаж, выручка Bell упала на 4,9% по сравнению с показателями в 2021 году, до $3,1 млрд, в то время как прибыль составила $282 млн. Bell заявила, что ожидает умеренного роста выручки в 2023 году — примерно до $3,3 млрд — при сопоставимой рентабельности. Bell закончила 2022 год с объемом портфеля заказов в $4,8 млрд и поставила 176 гражданских вертолетов по сравнению со 156 в 2021 году. Общее количество поставок включало 83 Bell 505 и 49 Bell 407, а также 32 Bell 429. Поставки Bell 505 продемонстрировали наибольший прирост, увеличившись с 63 в 2021 году. За этот период поставки Bell 412 увеличились более чем вдвое, с семи до 15.
По данным консалтинговой компании Aero Asset, спрос на однодвигательные газотурбинные вертолеты как на новые, так и со вторичного рынка остается высоким, а предложение ограничено. Она сообщила, что рынок подержанных однодвигательных вертолетов во всем мире оставался напряженным на протяжении большей части 2022 года, с некоторыми признаками ослабления в Северной Америке в течение большей части года и в Европе в течение четвертого квартала. По данным Aero Asset, продажи этих моделей в 2022 году упали на 12% по сравнению с 2021 годом. За год было продано 212 машин на общую сумму $387 млн, что на 15% меньше, чем в 2021 году.
В 2022 году на VIP-сегмент приходилось 60% всех транзакций на вторичном рынке, в то время как предложение вертолетов, предназначенных для оказания неотложной медицинской помощи, остается на рекордно низком уровне. Количество выставленных на продажу вертолетов общего назначения сократилось на 30% по сравнению с прошлым годом. Поставки популярных моделей остаются ограниченными: поставки Airbus AS350B3/H125, Bell 407/GX/P/I и Airbus EC130B4/H130 всего за пять месяцев остаются на уровне продаж 2022 года. Leonardo AW119, хотя и занял последнее место, по-прежнему продемонстрировал высокую скорость продаж на уровне 10 месяцев.
«На покупателей из Северной Америки приходилось почти 60% продаж всех однодвигательных вертолетов в 2022 году, в то время как розничные сделки в Европе упали на 40% по сравнению с прошлым годом», — сказала Валери Перейра, вице-президент по маркетинговым исследованиям Aero Asset. «Запасы на вторичном рынке упали на 40% по сравнению с прошлым годом, но выросли в четвертом квартале и фактически утроились в Северной Америке между вторым и последним кварталами».
Но такая картина недолго остается на рынке, комментируют в HeliValues. Более 90% корректировок, внесенных в официальную синюю книгу вертолетов HeliValues в обзоре цен за четвертый квартал 2022 года, недавно увеличились. «Предложение вертолетов на вторичном рынке будет продолжать сокращаться. Часть того, что осталось на рынке, — это вертолеты, которые покупатели рассматривали и уже отказались от них. Мы начинаем получать много электронных писем от брокеров, которые ищут вертолеты, снятые с продажи, потому что на определенные модели спрос больше, чем предложение».
Что касается однодвигательных вертолетов, в HeliValues отмечает высокий спрос на Airbus AS серии, Bell 407 и 206L-3 и L-4, а также на более новые вертолеты серии MD 500, в то время как владельцы все чаще расстаются со старыми воздушными судами. Рынок легких двухдвигательных вертолетов также очень активен почти для всех моделей Airbus EC135 и EC145. Среди средних двухдвигательных вертолетов находят себе применение на рынке VIP Sikorsky S-76C+ и C++; однако в более широкой перспективе спрос на модели S-76 снизился, поскольку они уходят из офшорного энергетического сектора.
В сегменте популярных двухдвигательных вертолетов также не все однозначно, хотя за последние шесть месяцев цена на подержанные Leonardo AW139 несколько снизилась, спрос на лизинг увеличился. «Арендные ставки растут быстрее, чем падает стоимость. AW139 по-прежнему остается одним из самых популярных вертолетов, потому что он зарекомендовал себя как очень надежный. Всем он нравится, всем нравится на нем летать, всем нравится с ним работать».
По словам HeliValues, лизинговая активность также растет в отношении тяжелых Airbus EC225LP и Sikorsky S-92A, что снижает предложение и стимулирует возможное повышение цен. «Наконец-то мы начинаем наблюдать первый за многие годы рост цен на вертолеты тяжелого класса», — сказали в HeliValues, добавив, что сделки в третьем и четвертом кварталах 2022 года привели к повышению стоимости как EC225LP, так и S-92A. Продажи EC225LP были связаны с сектором авиационных работ или поисково-спасательных служб, а продажи S-92A оставались в оффшорном секторе. Растущая зависимость офшорного рынка от S-92A в качестве основного тяжелого двухдвигательного вертолета может проложить путь для Bell 525 в качестве альтернативного вертолета, особенно в Северном море, в зависимости от его возможной продажной цены и сроков его окончательной сертификации.
По мнению экспертов, вероятность того, что производители значительно увеличат производство, чтобы уменьшить дефицит во всех категориях, остается низкой. «Я думаю, что производители ограничены в ресурсах», — резюмирует Зильбербранд, который не видит, что поставки и цены вернутся к норме даже в 2024 году.
В HeliValues считают, что производители будут проявлять осторожность в отношении увеличения производства в условиях экономической неопределенности. «Учитывая такое поведение, есть вероятность, что вторичный рынок останется тесным для новых и текущих серийных моделей».