Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, в 2023 году во всем мире было выполнено 5,1 млн рейсов бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов, что на 3% меньше, чем в 2022 году, и на 15% больше, чем в допандемийном 2019 году, что представляет собой совокупный годовой темп роста на 3,4% в течение четырех лет.
На трафик в Северной Америке и Европе приходилось 92% глобальной активности, при этом сокращение количества рейсов в этих регионах ослабило глобальные тенденции по сравнению с прошлым годом. Активность деловой авиации по-прежнему растет в других регионах мира, особенно в Южной Америке и Африке, где с 2019 года трафик увеличился более чем вдвое. В 2023 году турбовинтовые самолеты во всем мире выполнили 1,6 млн рейсов, что больше, чем в любой другой предыдущий год, в то время как трафик бизнес-джетов снизился на 4% по сравнению с 2022 годом, всё еще на 18% опережая 2019 год. В декабре активность бизнес-джетов была на 3% ниже в годовом исчислении, на 6% ниже по сравнению с декабрем 2021 года, и на 16% выше относительно декабря 2019 года.
Мировой трафик бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов по регионам, январь – декабрь 2023 г.
Северная Америка
В 2023 году в Северной Америке было выполнено 2,7 млн рейсов бизнес-джетов, что на 4% меньше, чем за весь 2022 год, и на 18% больше, чем в 2019 году. Почти четверть полетов бизнес-джетов в прошлом году пришлась на корпоративные летные отделы, хотя количество рейсов упало на 2% по сравнению с 2019 годом и на 8% по сравнению с прошлым годом. Долевые и частные флоты были загружены больше, чем когда-либо, на 42% и 39% выше уровня 2019 года соответственно. Поскольку 92% трафика в Северной Америке приходится на США, тенденции в стране тесно связаны с регионом в целом. В 2023 году активность бизнес-джетов в Мексике и Канаде достигла нового рекордного уровня. Число рейсов из Коста-Рики в 2023 году выросло на 84% по сравнению с 2019 годом.
Рынки бизнес-джетов Северной Америки, 2023 г. по сравнению с предыдущими годами
Рассматривая в США исключительно рынок бизнес-джетов, в 2023 году был зафиксирован новый рекордный уровень активности среди самолетов Bombardier Challenger 300/350, Embraer Phenom 300 и Cessna Citation Latitude. В целом, только сегмент ультрадальних бизнес-джетов в 2023 году летал больше, чем в 2022 году. Флорида возглавила рейтинг самого загруженного штата США в 2023 году, выполнено на 38% больше рейсов, чем в 2019 году, хотя на 7% меньше по сравнению с 2022 годом. Примечательно, что Калифорния и Нью-Джерси завершили 2023 год с довольно небольшим, однозначным ростом по сравнению с 2019 годом. 2023 год был самым загруженным за последние четыре года для аэропорта Тетерборо, единственного крупного аэропорта бизнес-авиации, в котором наблюдался рост по сравнению с 2022 годом.
Европа
В Европе активность бизнес-джетов в 2023 году была более сдержанной, чем в Северной Америке. По сравнению с 2022 годом трафик упал на 7%, зафиксировав прирост всего на 7% по сравнению с 2019 годом. Германия стала единственным ведущим рынком, завершившим год ниже уровня 2019 года. Турция нарушила региональную тенденцию: бизнес-джеты летали больше, чем когда-либо за последние четыре года. Активность в России в прошлом году была почти на две трети ниже уровня 2019 года, и на 33% ниже уровня 2022 года. В 2023 году Париж Ле-Бурже был самым загруженным аэропортом бизнес-авиации в регионе, активность была на 9% ниже уровня 2022 года и на 8% выше 2019 года. Милан Линате и Чампино показали новые высоты трафика, значительно опередив последние четыре года. Лондонский Лутон завершил год как единственный крупный бизнес-аэропорт, показавший спад по сравнению с 2019 годом. Во всех парках производителей, за исключением Pilatus и Cirrus, в 2023 году наблюдалось некоторое снижение по сравнению с 2022 годом.
Активность бизнес-джетов по странам в 2023 г. по сравнению с предыдущими годами
Азия и Ближний Восток
В 2023 году активность бизнес-джетов в Азии выросла на 9% по сравнению с 2022 годом, и на 43% опережает предпандемийный 2019 год. В то время как большинство сегментов самолетов были более загруженными по сравнению с последними четырьмя годами, бизнес-лайнеры, средние и легкие джеты пользовались меньшим спросом по сравнению с 2022 годом. На Ближнем Востоке активность бизнес-джетов немного снизилась, объем полетов сократился на 1% по сравнению с 2022 годом. Саудовская Аравия и Иордания в прошлом году были более загружены, чем когда-либо за последние четыре года, в отличие от Ливана, где активность упала до самой низкой точки за последние несколько лет. Несмотря на рост на 90% по сравнению с 2019 годом, трафик в ОАЭ упал на 2% по сравнению с 2022 годом.
Тенденции в аэропортах бизнес-авиации на Ближнем Востоке в 2023 году по сравнению с предыдущими годами
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Снижение активности в 2023 году на 3% по сравнению с 2022 годом соответствовало ожиданиям, что отражает перезагрузку рынка, последовавшую за резким спросом во время пандемии. Спрос упал в Европе, где конфликт на Украине усугубил последствия экономической стагнации. В США рост трафика бизнес-джетов на 17% с 2019 года представляет собой совокупный годовой темп роста в 4%, что не впечатляет, но гораздо сильнее, чем вялый рост в предыдущее десятилетие».