Мировая элита тусуется на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Несмотря на бесплатное фондю, атмосфера была явно подавленной. Возможно, это связано с тем, что одним из звездных спикеров был министр иностранных дел Ирана. Расцвет глобализации, когда все были в восторге от стран БРИКС, кажется, остался очень далеко.
Крупные авиастроители пережили эту тенденцию, и компании и предприниматели начали использовать свои сверхдальние бизнес-джеты. Это продолжалось даже после мирового финансового кризиса. Но с сокращением экономик можем ли мы, наконец, увидеть падение спроса на сверхдальние самолеты? Этим вопросом задается аналитик CJI Аласдар Уайт.
Показатели мировой торговли вызывают тревогу. Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) следит за этим. В декабре UNCTAD заявила, что приближается к 2024 году с чувством «крайней неопределенности и общего пессимизма», и с тех пор ситуация только ухудшилась. Это произошло после неудачного 2023 года, когда мировая торговля сократилась на 4,5% – на $1,5 трлн. При этом она также сокращалась в 2021 и 2022 годах.
UNCTAD публикует данные о торговле по 15 различным сегментами рынка. Только на двух из них – дорожных транспортных средствах и транспортном оборудовании (включая самолеты) – в 2023 году наблюдался годовой рост. В текстильном секторе падение составило 13%. Оборудование для связи упало на 17%.
Но данные за несколько неудачных лет не должны отвлекать от долгосрочной тенденции, говорит доктор Уилсон Махабир, академик, бывший посол и эксперт по геополитике. «Я очень оптимистично смотрю на тенденции глобального роста. Несмотря на недавние опасения по поводу перспектив мировой экономики, растущая доля стран Юго-Восточной Азии в мировом производстве продолжит резко расти и почти полностью за счет стран G7, что означает, что глобальная экономическая мощь или, по крайней мере, доля доходов будет расти. В ближайшие десятилетия она будет неуклонно смещаться на восток».
Махабир, который консультировал нескольких производителей бизнес-джетов и авиакомпании по вопросам международной стратегии, настроен оптимистично. «Производители деловых самолетов должны сосредоточиться на этих развивающихся рынках со значительным потенциалом роста, поскольку транснациональные корпорации, базирующиеся в этих регионах, будут стремиться еще больше повлиять на их успех, владея высокопроизводительными бизнес-джетами», - говорит он.
Физическая торговля, конечно, по-прежнему важна для деловой авиации. Во многих международных рейсах бизнес-джетов корпорации посещают поставщиков, в том числе поставщиков сырьевых товаров. Махабир считает, что рынок нефти, возможно, преуменьшил риск того, что конфликт между ХАМАСОМ и Израилем нарушит поставки нефти. Существует тесная взаимосвязь между ростом цен на сырьевые товары и спросом на бизнес-джеты.
Существует много дискуссий о найршоринге. Например, вы слышите анекдоты о том, что американские компании сокращают свою зависимость от китайских поставщиков и переносят заводы в Мексику. Но угроза этого преувеличена. UNCTAD утверждает, что большинство компаний не возвращают производство, а переносят его в политически дружественные страны, где все по-прежнему дешево. Это называется «дружеская поддержка». Мы видим, что многие компании в Юго-Восточной Азии покупают бизнес-джеты из-за этой тенденции.
Геополитическая неопределенность явно создает проблемы для бизнеса. Но это означает, что корпорациям по-прежнему придется преодолевать большие расстояния, чтобы встречаться с поставщиками и клиентами и решать возникшие проблемы. Однако они будут более осторожны в выборе места путешествия, и гораздо проще обеспечить безопасность высшего руководства на бизнес-джете.
И мир не становится меньше. «Перемещение значительных мировых богатств с Запада на Восток, несомненно, повлияет на спрос на глобальные перелеты на частных самолетах и особенно на дальнемагистральные корпоративные самолеты», - говорит Махабир.