Только вместе можно победить аварийность «вертолетов выходного дня»

Тяжелая катастрофа вертолета Robinson R66 RA-07430 в Амурской области, в которой погибли четыре человека (все находившиеся на борту), подтолкнула «Вертолетные заметки» вернуться к теме аварийности «Одуванчиков» в России. Вот, что получилось.

Таблица 1

Год

Авиационные происшествия (АП)

R44/R66

Катастрофы (К)

Погибшие (П)

2010

3

3/-

1

2

2011

4

4/-

-

-

2012

4

4/-

2

4

2013

1

1/-

1

2

2014

5

4/1

2

5

2015

8

4/4

3

8

2016

13

7/6

4

12

2017

6

4/2

4

11

2018

3

2/1

1

2

2019

3

1/2

2

2

2020

5

5/-

2

5

2021

5

2/3

3

6

2022

5

4/1

2

5

2023

3

2/1

2

3

2024*

3

2/1

1

4

Всего

71

49/22

30

71

* 2024 (по июнь)

Итак, цена полетов Robinson в России: за неполных 15 лет мы имеем 71 авиационное происшествие (49 R44 + 22 R66), из них 30 катастроф, в которых погибло 71 человек, это не считая получивших ранения и увечья. В среднем – две катастрофы ежегодно и почти 5 погибших в год.

В географии падения «вертолетов выходного дня», ничего особенного. Закономерно с отрывом лидирует Московская область (чуть более 10% АП – каждое десятое падение), далее равномерно распределились туристические привлекательные – Краснодарский край, Алтай, Камчатка… и регионы со сложными метеоусловиями Якутия и т.д.

Попробуем взглянуть на динамику.

Таблица 2

Годы

Авиационных происшествий

Катастроф

Погибших

Катастрофы/ авиационные происшествия

Погибшие/авиационные происшествия

2010-2014

17

6

13

0,35

0,76

2015-2019

33

14

35

0,42

1,06

2020-2024*

21

10

23

0,48

1,1

Соотношение АП по типам вертолетов R44/R66: в 2015-2019 – 18/15, в 2020-2024* - 15/6.

Динамика негативная. Тяжесть происшествий усиливается, выживаемость снижается. Доля катастроф в общем числе авиационных происшествий упорно приближается к отметке 50%, что свидетельствует о снижении уровня подготовки и непрофессионализме. Не умеем летать. Что касается гибели людей, на одно авиационное происшествие приходится более 1 погибшего. Это почти вдвое выше среднемирового значения. Показатель – неэффективности работы нашей системы безопасности полетов.

Нельзя пройти мимо гибели в катастрофах Робинсон ведущих летчиков-инструкторов (Михаил Фарих, Дмитрий Ракитский, Александр Курылев…).  

По существу, свалившаяся на пилотов «Одуванчиков» лавина «свободы полета», осталась без ответов на трудные вопросы. «Бросили на самотек».

Гибель людей в авиакатастрофах – это всегда трагедии, обусловленные совокупностью причин, для преодоления которых требуются совместные и целенаправленные усилия. Здесь нет простых ответов.

Если присмотреться, становится очевидным, что авиационные происшествия происходят с вертолетами операторов, у которых небольшой парк. Особая «группа риска» – владельцы с одним ВС (единичные вертолеты). «Одиночки выходного дня». Им кажется, что ухватили вертушку за хвост, «ан нет». Нет ни опыта, ни ответственности.

Здесь особую роль должен играть коллективизм. Сообщество единомышленников. Связующая роль отводится новым технологиям. Общие банки данных, видео-семинары, форумы, онлайн тренажеры, совместные решения технических и логистических вопросов… Где ключевым элементом выступает открытость, желание познать мир вертолетов и помочь другим. Первооткрывателям всегда трудно.   

PS. Вместо заключения. Официальная позиция производителя Robinson Helicopter.

«В нашем письме от 28 февраля 2022 г. российским дилерам, сервисным центрам и операторам мы сообщили, что Robinson Helicopter Company не обрабатывает, не отправляет и не принимает какие-либо заказы из России. Это включает в себя как новые вертолеты, запчасти, так и отремонтированные вертолеты или агрегаты».

Источник: «Вертолетные заметки»