Во втором квартале 2024 года количество сделок на вторичном рынке для членов Международной ассоциации авиадилеров (IADA) увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а продажи бизнес-джетов с начала года выросли на 14%.
Во втором квартале дилеры IADA, на долю которых приходится около половины мировых продаж подержанных частных самолетов, заключили 366 сделок. За первые шесть месяцев было заключено 620 сделок. Между тем, количество новых соглашений о приобретении во втором квартале увеличилось на 8,6%.
IADA отметила, что во втором квартале количество сделок с турбовинтовыми самолетами увеличилось с 236 в прошлом году до 319 в текущем. Тем не менее, количество выставленных на продажу самолетов, цены на которые были снижены, во втором квартале увеличилось с 73 до 122 год к году, а количество расторгнутых сделок выросло с 55 до 71.
Заглядывая в будущее, исполнительный директор Уэйн Старлинг отметил, что две трети опрошенных участников прогнозируют, что в течение следующих шести месяцев цены и спрос на большие и сверхдальние джеты будут снижаться, в то время как предложение будет расти, продолжая тенденцию, отмеченную в последнем квартальном отчете.
Основываясь на отзывах участников, Старлинг прогнозирует в течение следующих шести месяцев стабильный спрос в сегментах турбовинтовых и легких бизнес-джетов, хотя мнения в отношении среднеразмерных и крупногабаритных самолетов расходятся.
По его словам, к числу препятствий относятся геополитическая напряженность, выборы, а также постоянные опасения по поводу инфляции и процентных ставок. Дилеры IADA утверждают, что время совершения сделок увеличивается, поскольку покупателям и продавцам требуется больше времени для согласования результатов проверки перед покупкой.
Шон Хольштейн из Holstein Aviation отметил: «В целом, согласно нашему мониторингу, рынки по-прежнему выглядят в целом здоровыми с точки зрения запасов и объема сделок. Я полагаю, что мы увидим устойчивую активность, которая, вероятно, сохранится до начала следующего года».
А по мнению Криса Мейснера из Meisner Aircraft, несмотря на то, что спрос на вторичном рынке по-прежнему высок, он сам по себе не приводит к успешному закрытию продаж. Успешная продажа на этом рынке снова требует точного ценообразования и напряженной работы.
Тем не менее, все идет не так гладко. «Наши покупатели приостановили проекты, поскольку, по-видимому, существует разница между тем, что возьмет продавец, и тем, что предложит покупатель», - говорит Кайл Вагман из Leading Edge Solutions.
Однако большинство дилеров с оптимизмом смотрят на развитие отрасли.
«Бизнес-авиация продолжает демонстрировать, что ее ценностное предложение действительно актуально. В Северной Америке продолжается спад, но другие международные рынки начинают приходить в себя, чтобы воспользоваться этим спадом. Показатели использования по-прежнему очень высоки, и компании, работающие в долевом сегменте, добилась особенно значительных успехов в этом показателе. Недорогие, хорошо оснащенные, первоклассные самолеты по-прежнему быстро продаются, и их нелегко найти», - говорит Шон Диннинг из Dallas Jet International.
«Движение к равновесию продолжается. Предложение увеличилось, цены немного снизились, но активность покупателей сохраняется», - говорит Джон Одегард из 5×5 Trading.
Конечным результатом для рынка является улучшение настроения покупателей, которые во время всплеска Covid видели мало доступных самолетов и завышенных цен.
Чед Андерсон из Jetcraft говорит: «Выборы могут дать некоторым покупателям повод отложить покупки до 2025 года, но количество заказов на приобретение, которые мы получаем в настоящее время, говорит о том, что на этот раз не обязательно ждать и наблюдать. Пока что в 2024 году ситуация на рынке складывалась лучше, чем мы первоначально ожидали. Увеличение предложения было хорошо воспринято квалифицированным кругом покупателей, которые ждали, когда пройдет покупательский ажиотаж 2022-2023 годов».