Авиаброкеры, участвовавшие в панельной дискуссии о текущих рыночных условиях на NBAA-BACE в Лас-Вегасе, заявили, что рынок является стабильным. «Мы считаем, что сейчас спрос очень высок», - сказал Дон Дуайер, соуправляющий партнер Guardian Jet. «У нас самый успешный год в истории». Он считает, что не только Covid привел новичков в бизнес-авиацию, но и 15-летний экономический подъем перед этим. «Именно создание богатства подпитывает наш бизнес, и мы не видим, чтобы это исчезало».
По словам Брэда Харриса, президента и генерального директора Dallas Jet International, несмотря на то что запасы на вторичном рынке растут после рекордно низкого уровня во время пандемии, нет никаких признаков панических распродаж. «Мы наблюдаем значительный рост предложения, но если раньше оно составляло 2% (от эксплуатируемого парка), а теперь вернулось к 6-7%, то это все еще рынок продавца, и мы видим, что цены не снижаются быстро».
«Предложение определенно больше, чем было на пике, который пришелся на конец 2022 года, и с января 2023 года на рынке определенно стало больше подержанных самолетов, но их по-прежнему меньше, чем было до начала пандемии Covid», - пояснил Стив Варсано, основатель JetAviva. «Когда в продаже ничего не было, людям приходилось покупать не то, что они хотели, потому что у них не было другого выбора. Сейчас доступны продукты гораздо лучшего качества, чем во времена расцвета дефицита». Он отметил, что старые самолеты по своей сути небезопасны, но вопрос в том, как долго службы технического обслуживания будут обслуживать такой самолет, прежде чем вам придется его менять. «Именно в этом случае стоимость владения и эксплуатации становится намного дороже, чем стоимость самолета».
Во время послековидного бума было много споров о лояльности новых пользователей частной авиации – останутся ли они после того, как угроза пандемии спадет и возобновятся коммерческие авиаперевозки. «Было большое беспокойство по поводу того, что многие из этих людей собираются вновь пересесть на регулярную авиацию – этим вопросом все задавались в течение нескольких лет, и я думаю, мы все остались весьма удовлетворенными», - сказала генеральный директор JetAviva Эмили Дитон. «Они не только остались, но и продолжают совершать полет за полетом. Они полны решимости остаться в отрасли, потому что поняли, что это абсолютно необходимо им для того, чтобы продолжать жить так, как они хотят, будь то для бизнеса или для личного пользования. Это было огромное событие, которое также помогло поддержать спрос».
Что касается стабильности рыночной стоимости, Дон Дуайер отметил, что люди сейчас не ожидают, что будут зарабатывать деньги на своих самолетах. «Они также не собираются избавляется от своих джетов. И если у вас есть что-то, что пользуется спросом на рынке, например самолет суперсреднего класса, – мы уверены, что это будет выгодно».
Харрис сказал, что за последние полтора года одной из тенденций стало возвращение на рынок корпоративных летных отделов, возобновление графиков замены авиапарка, которые были прерваны из-за пандемии, и пристальное внимание к рынку подержанных самолетов. «Некоторые корпорации говорят: мы не хотим платить на $10 млн больше за этот совершенно новый самолет, мы хотим подержанный, и не хотим ждать два года нового джета».