По данным американской брокерской и консалтинговой компании The Jet Agent, специализирующейся на приобретении и продаже подержанных самолетов Citation, на рынках происходят изменения. Основатель и президент Дениз Уилсон обратила внимание на ключевые тенденции, формирующие рынок, в том числе на то, что сильный рынок продавцов уступает место более сбалансированным отношениям между покупателями и продавцами.
«Вторичный рынок Citation остается стабильным, но мы наблюдаем заметные сдвиги», - говорит Уилсон. «В то время как такие модели, как Citation CJ2, имеют высокий уровень запасов (10,6%) и длительное время находятся на рынке, предложение других моделей, таких как Citation XLS, ограничено, и в настоящее время доступно только 2,7% парка. Понимание этих тенденций имеет важное значение для принятия обоснованных решений о покупке и продаже».
Уилсон подчеркивает рост доступности Citation CJ4, отмечая, что количество выставленных на продажу CJ4 в 2024 году увеличилось более чем вдвое – с 20 до 43 единиц. Она объясняет это проблемами с рамками лобового стекла, которые привели к появлению нового сервисного бюллетеня (525C-56-01). С другой стороны, рынок Citation CJ3+ остается ограниченным, и только 3,2% парка доступно на вторичном рынке. Более возрастные самолеты, особенно модели 2014-2018 годов выпуска, пользуются большим спросом у покупателей, желающих приобрести их менее чем за $8 млн.
На рынках Citation M2 и Mustang также происходят изменения. Несмотря на то, что вторичный рынок M2 традиционно характеризуется высокой текучестью, в последнее время его запасы значительно возросли: в настоящее время в наличии имеется 40 бизнес-джетов по сравнению с 27-ю год назад. В отличие от этого, на рынке Citation Mustang количество доступных самолетов сократилось с 39 в начале года до 21 самолета на сегодняшний день.
С 1 сентября было приобретено 152 подержанных самолета Citation, при этом покупатели из США и Канады купили 118 бизнес-джетов. Поскольку покупатели ищут решения «под ключ» до конца налогового года, спрос на самолеты в летной годности становится все более заметным, хотя некоторые из них готовы согласиться на незначительную модернизацию после закрытия по соответствующей цене.
The Jet Agent сообщает, что популярные обновления включают в себя модернизацию авионики на старых моделях, например, панель JetTech Garmin G600TXi и автопилот GFC 600 для Citation CJ (525). Усовершенствования Wi-Fi в системах L3 и L5 Avance также пользуются спросом в преддверии запуска сети GoGo LTE в начале 2026 года.
«Поскольку мы стремимся к более сбалансированному рынку, для продавцов как никогда важно подготовить свои самолеты к продаже», - подчеркивает Уилсон. «Самолет, который выделяется на переполненном рынке, будет продаваться первым и по более высокой цене, чем тот, который не представлен на рынке».
Планирование таких обновлений, как авионика, покраска или установка Wi-Fi, в это время года может оказаться сложной задачей, поскольку места в центрах ТОиР уже забронированы до 2025 года. «Несмотря на то, что в этом году осталось мало времени для продажи, продавцы все еще могут повысить стоимость своих самолетов за счет небольших улучшений, таких как косметический ремонт и обеспечение полноты и упорядоченности бортовых журналов», - заключает она.