Передовая воздушная мобильность (AAM) – это область, где космическая гонка встречается с золотой лихорадкой, а сокращающаяся группа стартапов борется за неуловимую «финишную черту», обозначенную сертификатом типа и вводом в эксплуатацию новых воздушных судов eVTOL.
Для этих компаний и их нетерпеливых инвесторов 2024 год подходит к концу, и на некоторые важные вопросы получены ответы, но остается много сомнений относительно того, когда ажиотаж сменится устойчивым потоком коммерческой прибыли от миллиардов долларов, уже вложенных в этот сектор.
Что кажется более очевидным, так это то, что гонка становится все напряженнее, и теперь лишь горстка компаний явно претендует на то, что можно считать первой волной воздушных услуг eVTOL. Некоторые претенденты, которые могли казаться жизнеспособными еще пару лет назад, теперь едва ли заметны.
Другие компании, в том числе Supernal, дочерняя компания Hyundai, ответвление Embraer – Eve Air Mobility, дочерняя компания Boeing – Wisk Aero, Airbus и Textron, сознательно отказались от участия в гонке за то, чтобы быть первыми на рынке. Для них горизонт, похоже, лежит скорее в 2030-х, чем в 2020-х. Похоже, у них достаточно глубокие карманы, а управленческие команды смотрят в будущее, и не хотят быть втянутыми в шумиху вокруг того, что произойдет или не произойдет в 2025 году.
Финансирование иссякает
Но есть и другие игроки, вокруг которых в последние недели обострились экзистенциальные проблемы. Lilium, часто рассматриваемая как один из ведущих претендентов на AAM в Европе, была вынуждена искать убежища в немецком процессе банкротства после того, как ей отказали в финансировании со стороны немецкого федерального и земельного правительств в размере около $108 млн. На момент публикации неясно, приведет ли этот шаг к поиску дополнительного финансирования, поскольку не исключается возможность смены владельца компании и/или перевода некоторой деятельности во Францию.
В Великобритании Vertical Aerospace – еще один разработчик eVTOL, будущее которого, похоже, висит на волоске. В то время как полномасштабный прототип четырехместного VX4 сейчас проходит летные испытания, ведущие акционеры Стивен Фицпатрик и Mudrick Capital Management публично спорили об условиях, на которых можно срочно привлечь дополнительное финансирование, чтобы удержать программу на плаву. В итоге не этой неделе пришли к соглашению о выделении стартапу $50 млн.
Напротив, по другую сторону Атлантики Joby и Archer, судя по всему, заканчивают год с полным запасом средств, значительно увеличив свои военные бюджеты в 2024 году. Тем не менее, на данный момент остается далеко не ясным, достигнет ли какая-либо из этих компаний заявленной цели по получению сертификата типа FAA до конца года.
Тем временем компания Beta Technologies преодолела отметку в $1 млрд привлеченного капитала, объявив 31 октября о завершении раунда финансирования серии C на сумму $318 млн. Базирующаяся в Вермонте компания разрабатывает как версии с вертикальным взлетом и посадкой, так и версии с обычным взлетом и посадкой для своего семейства самолетов Alia. Последняя должна получить сертификат типа FAA в 2025 году, а первая – еще примерно через 12–18 месяцев.
На самом деле, Серджио Секутта, чья компания SMG Consulting предоставляет экспертные знания для сектора AAM, считает, что сроки в отрасли могут двигаться медленнее, чем пытаются нас убедить промоутеры отрасли. Он сказал изданию AIN, что первые сертификаты типа США и Европы могут быть даже не получены к концу 2025 года (см. врезку в конце).
Правила эксплуатации дают ясность
Независимо от того, когда будет достигнут этот ключевой рубеж, производители eVTOL сейчас быстро усваивают, что будет означать недавно выпущенный специальный федеральный авиационный регламент FAA «Интеграции вертикального взлета: сертификация пилотов и операции» для ввода в эксплуатацию ранних вариантов использования, таких как услуги воздушного такси eVTOL. Американский регулятор заслужил благодарность отрасли за то, что, по-видимому, принял во внимание множество обеспокоенных комментариев по более ранней версии проекта.
В итоговом документе неоднократно используется термин «альтернативные требования», что подтверждает готовность FAA принять более ориентированный на производительность подход к соблюдению требований в таких ключевых областях, как запасы энергии (определяющие дальность полета eVTOL), а также обучение и сертификация коммерческих пилотов с допуском к типу.
В новом году еще могут быть внесены коррективы в ранние сценарии использования и планы по запуску коммерческих услуг, поскольку потенциальные операторы, такие как Delta Air Lines, придут к соглашению о том, где и как они смогут начать реформировать общественный транспорт.
Ни в коем случае не факт, что «где» [будет запущен сервис] впервые появится в США. Joby предположила, что ее первые услуги воздушного такси вполне могут быть развернуты в Дубае, где регулирующие органы, похоже, полны решимости реализовать амбиции Эмирата по еще одному мировому лидерству. Тем не менее, производитель недавно дал понять, что первые пассажирские рейсы будут осуществлены в конце 2025 года, а затем последуют операции в городах запуска в США – Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Между тем, Китай, возможно, является поучительной историей для тех, кто изо всех сил пытается сдержать свое нетерпение увидеть рассвет эпохи eVTOL. Прошло уже более 12 месяцев с тех пор, как EHang стала первым в мире производителем eVTOL, получившим сертификат типа, когда Управление гражданской авиации Китая одобрило ее автономный двухместный EH216-S. Прошло еще пять месяцев, прежде чем китайская компания получила производственный сертификат, необходимый для начала серийного производства. Что еще важнее, на момент публикации ни EHang, ни кто-либо из ее потенциальных клиентов не имели сертификата эксплуатанта, необходимого для запуска коммерческих услуг.
Больше AAM, чем eVTOL
Имейте в виду, что AAM занимается не только полностью электрическими eVTOL. Такие компании, как Electra Aero, чувствуют, что могут обеспечить большую ценность с помощью гибридно-электрических самолетов STOL, таких как модель на девять пассажиров, первый полномасштабный прототип которой она представила в ноябре. Компания из Вирджинии ожидает, что самолет, который она классифицирует как самолет со «сверхкоротким взлетом», сможет работать с участков размером едва ли больше футбольного поля, трансформируя региональные авиаперевозки.
В Европе усилия и инвестиции направляются на разработку новых авиалайнеров для удовлетворения императивов нулевых выбросов в секторе воздушного транспорта. Среди пионеров – шведская Heart Aerospace и голландская Maeve, в то время как ZeroAvia добивается прогресса в своих планах по переоборудованию существующих региональных авиалайнеров для работы на водородно-электрических двигательных установках.
AIN попросил независимого консультанта отрасли AAM Серджио Секутту высказать свое мнение о прогрессе, достигнутом в этом году, и ожиданиях на 2025 год.
2024 год:
- Думаю, мы все ожидали, что будем находиться на более продвинутой стадии развития, но это результат недооценки того, насколько сложны и капиталоемки аэрокосмические программы.
- Мы все долгое время думали, что стоимость сертификации eVTOL составит $1 млрд; теперь ясно, что в зависимости от уровня вертикальной интеграции она составит около $1,5–2 млрд [на Западе].
- Разработка правил прошла так, как и ожидалось: FAA сделало всё возможное, чтобы быстро внести изменения в SFAR [правила эксплуатации].
- Хоть мы этого и не ожидали, я считаю, что европейский сектор eVTOL находится в затруднительном положении, поскольку три лидера находятся в тяжелом финансовом положении, что существенно отличается от их коллег из США и Китая.
- Интересно, откуда возьмется оставшееся финансирование для второй волны воздушных судов AAM.
2025 год:
- Мы не ожидаем сертификатов типа eVTOL в США или Европе, за исключением Volocopter, но для них решающим моментом будет наличие средств на разработку более крупного [с большей полезной нагрузкой] VoloCity.
- Мы ожидаем, что разрешения на проверку типа будут выданы компаниям Joby, Archer и Beta [дающие разрешение на проведение летных испытаний по сертификации типа для получения полных баллов]. CX300 компании Beta [версия Alia 250 eVTOL с обычным взлетом и посадкой] может пересечь финишную черту сертификации типа до конца года.
- ОАЭ будут готовиться к проведению первых полетов eVTOL в начале 2026 года.
- Я ожидаю увидеть вертипорты в ОАЭ, но не в какой-либо другой юрисдикции мира, поскольку становится все яснее, что без государственной поддержки реализовать бизнес-кейс для вертипортов довольно сложно.