Бизнес-полеты в ОАЭ: инструкция по применению

Несмотря на скромную по размеру территорию, в ОАЭ нашлось место для 41 аэропорта, из которых 25 — с бетонными полосами, включая и новый дубайский Международный аэропорт им. аль-Мактума.

Добро пожаловать в самую европеизированную страну в Персидском заливе. Повнимательнее на подлете — не снесите башню! Это здание — самое высокое в мире, причем с большим отрывом от соперников, — символизирует статус Объединенных Арабских Эмиратов как значительной фигуры финансового мира. Торжественное открытие Бурдж-Халифа, высоченной иглы из стекла и стали, в январе прошлого года сопровождалось огнем фейерверков и лазерным шоу, отблески которого были видны далеко в песчаной пустыне, граничащей с самым крупным городом ОАЭ. На строительство 160-этажного здания ушло пять лет и 1,5 млрд долл. По замыслу, Бурдж-Халифа — своеобразный памятник, посвященный эпохальному решению правительства развернуть экономику страны от нефтедобычи к развитию сервисной и туристической индустрии, финансового сектора. Однако завершение строительства совпало с началом кризиса, и величественное сооружение по большей части пустует.

Мекка бизнес-авиации

Несмотря на последствия кризиса, сильно ударившего по городу, Дубай остается главным деловым и финансовым центром всего региона Персидского залива, разделяя этот статус с Абу-Даби, столицей ОАЭ. Таким образом, Эмираты — место непрекращающегося "паломничества" операторов бизнес-авиации со всего мира, прежде всего из Европы и США. Обслуживающая инфраструктура продолжает развиваться, но в целом рабочие условия не отличаются от принятых в западном мире. Единственный момент, требующий внимания и особой подготовки при планировании полетов, — это организация пролета через страны Ближневосточного региона.
Что касается местной бизнес-авиации, то в этом регионе (особенно в ОАЭ и Саудовской Аравии) она процветает. Совокупный парк Ближневосточного региона насчитывает около 900 ВС, половина из которых базируется за границей. Из них более трети — бизнес-джеты большого класса и авиалайнеры в VIP-компоновках. Большая часть операторов — чартерные компании, управляющие частными самолетами; корпоративная авиация здесь на последнем месте. А вот схема долевого владения не прижилась совсем: в ОАЭ нет налога на собственность, так что почему бы и не владеть самолетом на 100%?!

Планируйте внимательно

Как уже упоминалось, выполнение рейса в ОАЭ для оператора, имеющего богатый опыт международных полетов, не должно вызывать особых затруднений. Однако тщательное планирование категорически необходимо для успешного выполнения задачи. Для начала важно помнить, что выходными в мусульманских странах являются пятница и суббота.

Для совершения посадки в аэропортах ОАЭ необходимо получить разрешение. На пролет разрешения не требуются при наличии плана полетов стандарта ICAO. В аэропорту Дубай, самом популярном направлении, действует система слотов, поэтому прежде чем получить разрешение на посадку, надо согласовать слот. И то и другое можно оформить в течение 24 ч, однако в пиковый сезон — с ноября по апрель — обеспокоиться этим стоит заранее.

Пассажирам визы обязательны. Граждане ряда "одобренных" стран, в том числе Канады, США, всего Евросоюза, могут получить визу непосредственно по прибытии, остальным следует заранее обратиться в посольства и консульства. Для членов экипажа визы необязательны, но они должны зарегистрироваться в представительстве миграционной службы в аэропорту, предъявив официальные удостоверения членов экипажа. Также следует учесть, что экипаж должен быть одет в стандартные униформы с погонами на рубашке или полосками на рукаве пиджака. С собой необходимо иметь комплект документов, включающий копию свидетельства эксплуатанта, сертификаты летной годности, свидетельство о регистрации ВС, страховки и т. д., — все это могут попросить предъявить. Помимо общей страховки требуется местная, об условиях которой лучше заранее проконсультироваться у вашего страхового агента.

Своим опытом полетов в ОАЭ с нами поделился пилот бизнес-джета, пожелавший остаться неназванным. "Лететь туда надо предельно внимательно, я бы даже сказал — осторожно, — советует он. — С восточного побережья США попасть в ОАЭ можно двумя способами. Первый — через Кипр, пролетая Бейрут; сразу на юго-запад от Дамаска поворачиваем и вниз, до Аммана. Второй — из Турции в Сирию, к востоку от Дамаска, а дальше так же". Оба маршрута требуют тщательного планирования, так как в районе Дамаска есть зоны, где разрешен пролет не выше эшелона FL280. Между Кипром и Турцией также есть пункты, где надо заблаговременно докладывать о своем местоположении. Поскольку это зона с повышенной политической раздражимостью, внимательно читайте все примечания в картах. В принципе, иногда удается непосредственно в полете получить разрешение на пролет над Бейрутом, но не стоит на это полагаться. Лучше всего заручиться разрешением на пролет над Ливаном".

Большинство пилотов стараются избежать пролета или посадки в Израиле. "Разрешение-то на пролет над Израилем вы получите, — говорит наш информатор, — но оттуда можно лететь только в Каир или Амман. Лететь из Тель-Авива в страны Персидского залива нельзя, придется по пути совершить посадку в Иордании". Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн — все эти страны требуют наличия разрешения на пролет над их территорией, на получение которого уходит от 48 до 72 ч.
По отзывам пилотов, диспетчеры в этом регионе работают профессионально, все технологии выполняются точно в соответствии с требованиями ICAO. Владение английским — на высоком уровне.

Мест для аварийной посадки на Ближнем Востоке немало, но только действительно для аварийной, в случае крайней необходимости. "На запад от Бахрейна, в саудовском городе Даммам, есть новый аэропорт, его построили в 1990 г., а открыли для коммерческих перевозок в 1999 г., и нам посчастливилось среди первых оставить следы шин на чистом бетоне ВПП, — поделился наш собеседник. — Это аэропорт им. Короля Фахда, и он просто великолепен. Только имейте в виду, что летом температуры доходят до +50°C".

Гари Дитц, возглавляющий комитет по международным направлениям в NBAA, является КВС Falcon 7X и много раз летал в ОАЭ. "У нас никогда не возникало проблем, — говорит он. — Радиообмен стандартный, но акцент бывает довольно непривычный, трудно разобрать, поэтому лучше лишний раз переспрашивать и уточнять. Случаи непонимания были — к счастью, без последствий; но с жестким разбором полетов после посадки".

Важно помнить, что большая часть территории ОАЭ — это пустыня. Поэтому пыль и песчаные бури здесь нередки. Побережье Персидского залива часто затягивает густым туманом. "В пустыне не всегда светит солнце, — предупреждает пилот, — поэтому, если вы прилетаете рано утром, следите за погодой. И за топливом тоже следите, ведь может случиться, что вам придется отклониться от курса на 200 миль. Также надо понимать, что если вы совершите посадку где-то, не имея на то разрешения, вам придется долго объясняться".

Главные аэропорты ОАЭ

Несмотря на скромную по размеру территорию, в ОАЭ нашлось место для 41 аэропорта, из которых 25 — с бетонными полосами, включая и новый дубайский Международный аэропорт им. аль-Мактума. Последний спроектирован из расчета шести ВПП, но действует пока одна, длиной 4500 м. Еще дюжина аэропортов имеют полосы более 3 тыс. м, десяток — от 1,5 до 3 тыс. м. В стране пять вертодромов.

Международный аэропорт Дубая (OMDB) наиболее популярен среди операторов деловой авиации — помимо того что это крупнейший хаб на Ближнем Востоке. Отсюда 130 авиакомпаний еженедельно выполняют более 6 тыс. рейсов по 220 направлениям. В 2009 г. пассажиропоток в аэропорту составил 40,9 млн чел., из них почти 60% — пассажиры авиакомпании Emirates.

Несложно догадаться, что Международный аэропорт Дубая перегружен, и, как следствие, согласовывать слоты необходимо за 24 ч через Airport Coordination Ltd. — агентство, отвечающее за чартерные рейсы, расположенное в Великобритании. Часы пик — между 22:00 и 10:00 по местному времени; раннее утро — самый сложный период. В аэропорту две параллельные полосы 12L/30R и 12R/30L, каждая длиной 3600 м.

Здесь три комплекса FBO: Jet Aviation, ExecuJet и Executive Flight Center (принадлежит городу) — все они расположены по другую сторону летного поля от главного пассажирского терминала. Все три оборудованы таможенными пунктами и паспортным контролем, первые два предлагают линейное обслуживание. Местные операторы проходят здесь и базовое обслуживание.

Разрешается рулить непосредственно до выбранного FBO, но из-за высокой интенсивности движения на перроне пассажиры доставляются в терминал на машине. После высадки пассажиров самолет отправляется на стоянку подальше от терминалов, при этом парковка осуществляется носом к стене. Перед вылетом самолет выкатывается с парковки при помощи буксировщика. Кстати, пилоты советуют возить водило с собой или убедиться, что на месте присутствует подходящее для вашего типа. Сборы за посадку, взлет и парковку рассчитываются исходя из веса ВС. Например, для Global Express посадочный сбор составит 185 долл., стоянка на 24 ч обойдется примерно в 250 долл.

В периоды пиковой загрузки вас могут попросить, высадив пассажиров, перегнать самолет на стоянку в другой аэропорт. Все зависит от слота и от планов по длительности пребывания в стране. Возможные опции: Фуджейра (OMFJ), Аль-Аин (OMAL), Рас аль-Хайма (OMRK), Шарджа (OMSH) и аэропорты в Абу-Даби: Международный (OMAA) и Аль-Батин (OMAD).

Поскольку приоритет в дубайском аэропорту за коммерческими регулярными рейсами, в очереди на заправку топливом они также окажутся впереди самолетов деловой авиации, особенно в пиковые часы — между 04:30 и 09:00 по местному времени. Поэтому флайт-диспетчеры рекомендуют заправляться непосредственно по прибытии. По словам Халеда Шурбаджи, сотрудника дубайского хэндлингового агентства JetEx, цены на топливо здесь ниже, чем в США, к тому же не взимается НДС, поэтому один галлон керосина (3,79 л) стоит 2,7 долл. Поскольку в аэропорту работают несколько конкурирующих ТЗК, проблем с наличием не возникает.

"В целом, Дубай — прекрасный аэропорт, — заключает Гари Дитц. — Терминал оставляет самые приятные воспоминания. Правда, здесь все происходит неспешно, это надо учитывать. Никаких проблем с таможней у нас никогда не возникало. В отношении бизнес-авиации персонал работает эффективно и идет навстречу. Однако торопиться не стоит, лучше заранее запланировать больше времени на прохождение всех процедур в аэропорту". А вот для совершения технической посадки Дубай — плохой выбор. Если ОАЭ — промежуточный пункт вашего маршрута, лучше остановиться в одном из аэропортов Абу-Даби. Транзитным пассажирам виза не требуется, пока они остаются в пределах терминала. Однако если им вздумается выйти на улицу покурить, это может обернуться неприятностями.

Международный аэропорт им. аль-Мактума (OMDW) также известен как Dubai World Airport, или аэропорт им. Джебеля Али. Как и здание Бурдж-Халифа, этот аэропорт — амбициозное начинание, самый большой (по плану) аэропорт мира. Он открылся в прошлом году, изначально только для грузовых перевозок. Согласно проекту, здесь будет два комплекта по три параллельных полосы (направление одного из них уже известно: 12/30 L, C, R), длина каждой полосы 4500 м, и каждая сертифицирована для приема ВС до А380 включительно. Аэропорт проектировался как интегрированная логистическая платформа, с наземным сообщением с морским портом для перевозки контейнеров автотранспортом. Более того, аэропорт станет ядром огромной промышленной зоны и жилого комплекса под названием Dubai World Central.

Согласно плану все рейсы АОН (включая деловую авиацию) должны быть переведены в Аль-Мактум из Международного аэропорта Дубая в течение 2012 г. Как говорит Шурбаджи, компания JetEx уже подала заявку на открытие FBO.

Столичные аэропорты

Международный аэропорт Абу-Даби (OMAA) занимает вторую строчку в списке популярных направлений в ОАЭ. Получение слота здесь необязательно. В настоящее время аэропорт расширяется, поэтому везде, в том числе и на летном поле, ведутся строительные работы. Что касается сборов, то посадка того же Global Express стоит здесь 170 долл., суточная стоянка обойдется в 475 долл. Цены на хэндлинговое обслуживание — в диапазоне от 2,0 до 2,5 тыс. долл. Единственный комплекс FBO в аэропорту принадлежит Royal Jet; здесь обслуживают BBJ и Gulfstream.

Консультирующий нас пилот посоветовал заранее договориться с FBO и после совершения посадки попросить у диспетчера разрешения на руление непосредственно туда, а не к VIP-терминалу, куда вас направят по умолчанию. Даже если вы высадите пассажиров в VIP-терминале, самолет все равно отправят на стоянку к FBO. "Хэндлинговый агент договорится с аэропортом о вашей стоянке и подгонит наземный транспорт для доставки пассажиров в терминал".

Хотя из-за строительства ситуация со стояночными местами меняется каждый день. "Вас попросят снять стояночный тормоз, чтобы в случае чего самолет можно было переместить", — говорит наш собеседник. И, опять же, не забудьте водило.

Исполнительный аэропорт Аль-Батин (OMAD) — это бывшая база ВВС, в 12 км от центра столицы. Сейчас государственной корпорации Abu Dhabi Airports Co. поручено развить аэропорт как центр деловой авиации. От военных в аэропорту уже почти ничего не осталось, а вот таможенный пункт здесь открыли, поэтому можно лететь непосредственно в Аль-Батин. Кстати, терминал в аэропорту — бывший президентский! "Здесь несколько залов, все они отделаны с большой роскошью, — делится впечатлениями Вайнанд Майер из дубайского офиса Jeppesen Data Plan. — Самолет останавливается непосредственно перед терминалом, и пассажиры по красному ковру следуют в здание. Самолет буксируется на стоянку неподалеку, обычно рядом с диспетчерской вышкой. Экипаж на автобусе отправляется в основной терминал, расположенный недалеко от VIP-терминала. На территории аэропорта есть роскошный отель".

Во время ежегодного проведения в Абу-Даби Гран-при Формулы-1, в ноябре, оба столичных аэропорта перегружены. Новый гоночный трек расположен недалеко от международного аэропорта (и в 25 мин езды от аэропорта Аль-Батин), поэтому передвижение по земле ограничено пробками.

Что касается вопросов безопасности, то все опрошенные нами респонденты сошлись во мнении, что безопасность в ОАЭ поставлена на высочайшем уровне как в аэропортах, так и в центральных гостиницах. В аэропортах установлены новейшие технологии, в том числе и сканеры радужной оболочки. В качестве меры безопасности не разрешается в терминалах пользоваться фотоаппаратами и телефонами со встроенными камерами.

Однако хороший уровень безопасности не означает, что можно полностью потерять бдительность. Старайтесь придерживаться консервативных правил и не привлекать к себе внимания. На улицах, в целом, довольно безопасно. А вот такси лучше заказать заранее, поймать машину может быть проблематично.

Что касается местных традиций, то никогда не стоит забывать, что даже самое европеизированное из ближневосточных государств является мусульманским. Один из пилотов отметил, что на рейсы в ОАЭ по возможности берут бортпроводника-мужчину.

Есть ряд правил относительно того, что можно фотографировать, а что нельзя. Планируя рейс в ОАЭ, важно ознакомиться с правилами поведения в этой стране — как и в любой за пределами своей собственной.

Дэвид ЭСЛЕР, AVIATION WEEK

Источник: АТО