Олигархи разбирают воздушные ворота

Приход украинских бизнесменов в аэропорты происходит по принципу их бизнес-прописки. В ближайшее время когорта бизнесменов от авиации грозит пополниться еще двумя новыми лицами

В ближайшее время когорта украинский бизнесменов от авиации грозит пополниться еще двумя новыми лицами. Не так давно стало известно, что Дмитрий Фирташ выделил $1 млн. на реконструкцию черкасского аэропорта и призвал последовать своему примеру прочих зажиточных жителей города. Если учесть, что общая сумма реконструкции оценивалась местными властями всего в $3 млн., то очевидно, что именно Дмитрий Валерьевич будет иметь право первой брачной ночи в случае продажи или аренды предприятия, которое находится вблизи подконтрольного предпринимателю химзавода «Азот».

В прошлом году об интересе к строительству нового терминала в севастопольском аэропорту «Бельбек» (до последнего времени там полностью властвовал Игорь Коломойский) говорили в «Смарт холдинге» свежеиспеченного украинца Вадима Новинского. Затем, впрочем, там высказывались более осторожно: мол, компания намерена развивать в Балаклаве строительство курорта Balaklava Green, и проекту нужен полноценный аэропорт, а кто его построит – сам «Смарт» или кто-то другой – не так важно. Скептики связывали такую осторожность с тем что «Бельбек» заинтересовал все того же Бориса Колесникова, который вознамерился взяться за реконструкцию предприятия, а также, не исключено, и других «донецких товарищей», имеющих склонность к авиации. Тем не менее, Севастополь является для Новинского одним из двух базовых бизнес-регионов, а реконструкция Аэропорта «Бельбек» до сих пор значится одной из инфраструктурных задач на сайте проекта Balaklava Green.

Примечательно, что интересы Дмитрия Фирташа и Вадима Новинского вполне могут пересечься еще в одном украинском областном центре, где сосредоточены их бизнес интересы. В ближайшее время должна закончиться эпопея с возвращением в коммунальную собственность имущественного комплекса херсонского аэропорта, который ранее намеревался развивать концерн «Титан» Анатолия Левина. 15 мая Хозсуд Херсонской области вернул имущественный комплекс в коммунальную собственность.

За последние несколько лет украинское аэропортовое хозяйство пережило настоящий ренессанс. Приход инвестора в лице Александра Ярославского в харьковский аэропорт позволил построить по соседству со старым советским аэровокзалом новый терминал. Реконструкция Юрием Иванющенко киевских «Жулян», строительство государством двух терминалов в столичном «Борисполе», модернизация донецких и львовских «воздушных ворот» позволили изменить первое впечатление от этих городов у приезжающий туристов. Теперь на очереди обновление одесского аэропорта, которую местные власти отдали компании Odessa Airport Development Ltd (связывают с одесским бизнесменом Борисом Кауффманом). А возобновление авиасообщения из Мариуполя (аэропорт взял в аренду концерн «Азовмаш» Александра Савчука и Юрия Иванющено) и Ужгорода (рейсы в Киев выполняет компания IBE Sky бывшего мукачевца Алекса Ровта) позволило оживить авиапредприятия и этих городов.

Несложно заметить, что фаворитами в борьбе за те или иные «воздушные ворота» становятся предприниматели, для которых данный регион является базовым. Подтверждает в целом данную картину и Игорь Коломойский, который, впрочем, помимо днепропетровского аэропорта также управляет воздушными воротами Ивано-Франковска и (по крайней мере, до последнего времени) Севастополя.

Интерес предпринимателей к аэропортовому хозяйству объясняется двумя простыми причинами. Во-первых, это один из немногих сегментов бизнеса, который еще толком не успели поделить за время независимости Украины. Во-вторых, модернизация отдельных аэропортов, санкционированная правительством, приносит немалые деньги компаниям, которые выигрывают подряды и таким образом трансформируют государственный капитал в частный. И наконец, в-третьих, этот вид бизнеса обещает значительный рост в будущем. Вопрос лишь в том насколько близким или далеким оно будет.

Финансовая состоятельность подавляющей части населения не позволяет тратить на перелет внутри страны 100-150 евро, да и ментально даже более зажиточные соотечественники по-прежнему отдают предпочтение путешествиям на поезде. Но недавняя реформа железнодорожных пассажирских перевозок, способна поколебать эту особенность украинцев. Отмена целого ряда поездов уменьшает пропускную способность «Укрзализницы», а за счет лишних пересадок увеличивается и время в пути. У отдельных авиаперевозчиков цена билета (например, по маршруту Харьков-Киев) в одну сторону начинается с 400 грн. А потому жителям Харькова, Львова и Донецка впору призадуматься о том, стоит ли тратить 300-600 грн. на скоростной поезд в Киев или же отдать предпочтение авиации.

Источник: No Words