Испытание джетами

За всю историю бизнес-перевозок в Украине местные аэропорты никогда еще не сталкивались с таким трафиком как на ЕВРО 2012, особенно в финальной его части. Основная нагрузка в этот период легла на аэропорты «Борисполь» и «Жуляны»

 

За всю историю бизнес-перевозок в Украине местные аэропорты никогда еще не сталкивались с таким трафиком как на ЕВРО 2012 и особенно в финальной его части. Основная нагрузка в финальный период легла на аэропорты «Борисполь» и «Жуляны». Основной столичный аэропорт «Борисполь» только в период проведения финального матча обслужил около 630 рейсов, четверть которых пришлось на бизнес-авиацию.

Особых проблем, связанных с удовлетворением предварительных заявок, поступивших от компаний, не наблюдалось, за исключением отсутствием достаточного количества парковочных мест на перроне. Но и эту проблему удалось свести к минимуму – помог аэропорт «Жуляны» (кстати, аэропорт смог в период проведения ЕВРО 2012 обслужить 90000 пассажиров), где компании, принявшие решение посетить Киев в последний момент, смогли «запарковать» свои воздушные суда. Так же стоит отметить, грамотную работу всех наземных служб аэропортов. Поэтому для клиентов бизнес-авиации формальности, связанные прохождением таможенного и пограничного контроля, сводилось к нескольким минутам. Также не было отмечено и проблем с поставкой авиационного топлива (в отличие от польских городов, киевские аэропорты существенно не поднимали цену на авиационное топливо).

Стоянка бизнес-джетов в Жулянах

Всего в день финала ЕВРО 2012 «Жуляны» обслужили 237 рейсов и 6300 пассажиров. Основу трафика в этот период составили как раз самолеты бизнес-авиации. Ну а лидером среди украинских аэропортов по количеству обслуженных рейсов за весь чемпионат стал Харьков. За период проведения Евро-2012 харьковский аэропорт обслужил 1078 рейсов — это втрое больше, чем обычно. При этом количество регулярных рейсов составило 731, чартерных и дополнительных рейсов (бизнес-рейсов) — 347. Аэропорта Львова также показал аналогичный рост количества рейсов — во время турнира было выполнено 1477 рейсов (994 регулярных и 483 дополнительных и чартерных). Донецкий аэропорт обслужил почти 2,6 тыс. рейсов, что в 4 раза больше обычного режима работы. Количество регулярных рейсов составило 1,2 тыс., дополнительных и чартерных — более 1,3 тыс.

Вообще в Министерстве инфраструктуры Украины считают, что транспортная отрасль обеспечила гостей Евро-2012 и граждан Украины качественными перевозками. «Транспортная отрасль полностью обеспечила потребности гостей турнира и граждан Украины в предоставлении безопасных и качественных перевозок во время проведения Евро-2012 — значительных сбоев в работе транспорта не произошло, а минимальные задержки быстро и эффективно ликвидировались» - комментируют в Министерстве инфраструктуры. Кстати, в Украине ситуация с обслуживанием бизнес-джетов была с самого начала предсказуема. Специально для ЕВРО 2012 года были построены и модернизированы терминалы крупнейших аэропортов страны с одной стороны, а с другой, в этот период был запущен режим «открытого» неба. Согласно приказу Министерства инфраструктуры, иностранные авиакомпании, имеющие соответствующие лицензии, получат возможность с 15 мая по 15 июля 2012 г. выполнять нерегулярные полеты в Украину и в пределах страны для перевозки футбольных команд, болельщиков, представителей национальных футбольных ассоциаций, УЕФА, а также теле- и радиовещательных компаний.

Директор юридической компании «Spektor law firm» Ольга Спектор отмечает, что открытие воздушного пространства Украины на время ЕВРО 2012 является односторонним волеизъявлением органов государственной власти страны и не влечет за собой никаких подобных обязательств со стороны других государств перед украинскими авиаперевозчиками. Кроме того, данное решение никак не отразится на возможности украинских пассажиров свободно пользоваться услугами тех международных компаний, которые получат возможность осуществлять авиаперевозки, поскольку европейским авиакомпаниям запрещается продавать билеты на свои рейсы на территории Украины. То есть, иностранцы будут возить только иностранцев.

Украинские бизнес-перевозчики не очень обрадовались инициативе Министерства инфраструктуры «открыть» небо. Их реакция вполне понятна – решение ведомства предоставляет преимущество исключительно иностранным компаниям, украинские же самолеты свободно бороздить небо Европы не смогут. Но на самом деле ситуация сложилась как нельзя лучше для местных операторов. Многие украинские игроки рынка бизнес-перевозок не скрывают своего удивления относительно количества заказов, которые они смогли реализовать за этот период.

Пожалуй единственный, кто реально на себе ощутил все «прелести» организации полетов в период проведения финальной части ЕВРО 2012 - так это авиаброкеры - к тому же большую часть из них составляли иностранные компании. Получая заказы на перелеты за несколько дней до начала финала, компании столкнулись с несколькими проблемами. Первой и самой важной из них стал отказ аэропортов выделить слот в необходимый компании период. Однако аэропорты можно понять, так как дополнительные самолеты они просто не смогли бы обслужить. А проделанная за несколько месяцев до начала Чемпионата информационная работа с потенциальными клиентами все-таки принесла свои плоды. Большинство операторов повели себя дисциплинировано и вовремя подавали заявки на выполнение рейсов, что позволило службам аэропорта хоть как-то распределить нагрузку в этот период. Ну а компаниям которые получали заказ накануне важных матчей, можно только посочувствовать – они получили только негативные эмоции.