Московские аэропорты перешли на «высший» уровень

Владимир Путин поручил правительству до середины ноября подготовить документы по созданию единой компании на базе федерального имущества трех московских аэропортов

Владимир Путин поручил правительству до середины ноября подготовить документы по созданию единой компании на базе федерального имущества трех московских аэропортов, сообщил источник в аппарате президента. Для разработки документов будет создана рабочая группа, куда войдут и представители Домодедово – частного аэропорта, вступление которого в единую компанию по-прежнему вызывает вопросы, пишут «Известия».

Новая компания, согласно поручению президента, должна быть создана на базе наземного имущества аэропортов и пакетов акций операторов аэропортов, которые находятся в федеральной собственности. Также в нее внесут деньги из федерального бюджета, предусмотренных на развитие аэропортов соответствующей целевой программой. Для разработки распорядительных документов правительство создаст рабочую группу, уже вторую по этому вопросу. Однако на этот раз уровень обсуждения вопроса вырос — группа из Минтранса перешла под председательство зампреда
Игоря Шувалова.

В документах, сопровождающих поручение президента, говорится о том, что реконструкция аэропортов ведется – как на частные, так и на государственные деньги, При этом не хватает 60 млрд рублей. «Отсутствие координации развития аэропортов, разобщенность и неопределенность с финансированием аэродромного комплекса из федерального бюджета приведет к потере их инвестиционной привлекательности», - говорится в материалах поручения.

В середине апреля правительство обсуждало судьбу аэропортов Московского авиаузла — Внуково, Домодедово и Шереметьево. Согласно заявленным планам чиновников, их аэродромное имущество должно объединиться в одну структуру. В конце мая Минтранс разработал предложения по объектам инфраструктуры аэропортов, для строительства которых возможно привлечь инвестиции на условиях ГЧП. Среди вариантов привлечения инвестиций чиновники рассматривали концессию и, в частности, приватизацию имущества аэропортов. В итоге Минтранс признал оптимальным вариантом именно приватизацию, при которой аэродромное имущество и терминалы вносятся в уставной капитал единой новой компании. Правда, представители Домодедово высказывались против объединения имущества аэропортов в единую компанию.

По данным «Ведомостей», 31 июля 2012 г. исполнительный директор «Домодедово» Денис Нуждин отправил одинаковые письма замминистра экономического развития Олегу Савельеву и помощнику президента Эльвире Набиуллиной. Объединение трех аэродромов Москвы в госкомпанию требует серьезного переосмысления и корректировки, пишет он.

Создавая госкомпанию, Минтранс и Росавиация основываются на заниженном прогнозе роста пассажиропотока, пишет Нуждин: по расчетам «Прогресстеха», к 2020 г. через Московский авиаузел будет проходить 100-105 млн человек в год, «Аэропроект» дает цифру еще выше — 130 млн. Надвигается коллапс, предрекает Нуждин, ситуацию ухудшает саботаж Росавиацией строительства взлетно-посадочной полосы в «Домодедово» — оно должно было начаться еще в июне; к 2016 г. «Домодедово» может остаться с одной полосой. А в «Шереметьево», продолжает Нуждин, третья полоса появится в 2018 г. из-за земельного конфликта, но и она вряд ли обеспечит потребности растущего пассажиропотока.

Нуждин критикует все варианты работы будущей аэропортовой госкомпании. Вариант № 1 предполагает концессионную схему — но тогда нужно согласие арендаторов аэродромного имущества на прекращение отношений: не факт, что все аэропорты согласятся. По варианту № 2 в условия аренды входит обязательство арендатора реконструировать имущество аэродромов (по этому сценарию уже работает «Внуково») — но тогда аэропорты не развиваются, так как создание новых объектов по закону не может быть обязанностью арендатора. Вариант № 3 предусматривает вхождение в госкомпанию инвестора, но так можно потерять контроль над стратегическими объектами — аэропортами.