Подмосковье закупает VIP-вертолеты для перевозки жертв автоаварий

Каждая спасательная машина обойдется в сотни миллионов рублей

 

Подмосковные власти определили первые адреса больниц, куда начнут по воздуху доставлять пострадавших в ДТП. Как сообщил «Известиям» источник в областном Минтрансе, вертолетные площадки появятся при 10 городских клиниках, в том числе в Коломне, Подольске, Истре, Наро-Фоминске и Электростали. Для перевозки попавших в аварию закупят элитные итальянские вертолеты, которые обойдутся бюджету в 400–600 млн рублей каждый.

Как пояснили в министерстве, на сегодняшний день в области существует лишь одна вертолетная площадка — при городской больнице Клина. В эту клинику эвакуируют пострадавших в ДТП на магистрали Москва–Санкт-Петербург. Еще девять будут в ближайшее время открыты при больницах, расположенных вблизи других федеральных трасс (см. инфографику). «Возможны закупки вертолетов типа Agusta-109 и Agusta-139», — отметили в министерстве, добавив, что пока неизвестно, сколько именно машин будет приобретено.

Эксперты назвали выбор марки неудачным.

— Это вертолеты VIP-класса, их стоимость с учетом таможенных сборов составит по 400–600 млн рублей за каждый, к тому же они дорогие в обслуживании и потребуют дополнительной комплектации для использования в спасательных целях, — рассказал президент компании «Авиамаркет» Сергей Филонов. — Это двухмоторные ультрасовременные машины с шумоизоляцией, развивающие скорость до 300 км/час. Но для эвакуации пострадавших эти качества не являются необходимыми. По его словам, на мировом рынке есть специальные вертолеты, приспособленные для перевозки больных, стоимостью около 150 млн рублей каждый.

По его словам, скоростные Agusta смогут доставлять жертв в больницу в среднем за 15 минут.

— Примерно на 5 минут быстрее, чем вертолеты, стоящие в три раза дешевле, — пояснил Филонов. — При таких небольших расстояниях эта разница во времени равносильна погрешности. Он также добавил, что скорость «итальянцам» прибавляют убирающиеся, а значит, более хрупкие шасси, что делает небезопасной их посадку на неподготовленные площадки: на траву или в грязь.

— Спасательный вертолет должен быть способен сесть там, где получится, как можно ближе к месту происшествия, — резюмировал Филонов.

В то же время медэксперты считают траты оправданными.

— Итальянские вертолеты называли приоритетными на различных совещаниях еще три года назад, — заявил председатель комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения Общественной палаты Николай Дайхес. — Ведь при дорожных травмах скорость доставки — это вопрос жизни и смерти. Эксперт надеется, что больницы, выбранные для участия в системе авиапомощи, будут доукомплектованы самым современным оборудованием, а количество таких клиник позже будет увеличено.

Как уже писали «Известия», в 2013 году вертолетные площадки также должны появиться вдоль федеральных трасс Московской области. Обсуждается организация при них медчастей для оказания первой помощи на месте. В госкомпании «Автодор», эксплуатирующей основные магистрали, предложили использовать для посадки вертолетов уже имеющиеся вдоль дорог стоянки для фур. Они расположены примерно через каждые 20 км федеральных трасс. Эксперты, правда, отмечают, что на Западе вертолетных площадок при дорогах, как правило, нет: спасательные машины садятся прямо на трассу в месте аварии.

В Подмосковье также будет создан специальный центр, на который возложат ответственность за эвакуацию пострадавших в ДТП. Обсуждается возможность использования тех же вертолетов для доставки больных из населенных пунктов, расположенных далеко от клиник.

Во сколько обойдется бюджету каждый такой полет, пока неясно: эксперты сумму назвать затрудняются. На Западе затраты на доставку больных по воздуху покрываются медицинской страховкой. Отметим, что поездка на авиатакси в Подмосковье стоит около 25 тыс. рублей в час.

Источник: Известия