Сингапур: вечный перекресток

Сингапур — архипелаг, состоящий из 63 островов, расположенный на 1 градус севернее экватора.

Сингапур всегда располагался на перекрестке торговых путей. В средневековье город-остров длиной всего 42 км на южной оконечности Малайского полуострова был местом встречи малайской, суматрийской, китайской, индийской и арабской культур, пользуясь своим стратегическим расположением узкого перешейка между Востоком и Западом.

В 1819 г. Сингапур, бывший до того султанатом, стал колонией Британской империи и оставался ею вплоть до Второй мировой войны, когда остров был оккупирован Японией. После окончания войны город вернулся под управление англичан, однако усилиями местных политиков к 1959 г. стал самоуправляемым государством в составе империи. Независимость от Великобритании была провозглашена в 1963 г., а двумя годами позже государство стало Республикой Сингапур.

Сегодняшний Сингапур — по большей части творение одного человека. Премьер-министр Ли Куан Ю, железной рукой руководивший страной в течение трех десятков лет, жестко выдерживал линию независимости, укреплял Вооруженные силы и истребил преступность посредством сурового Уголовного кодекса, допускающего телесные наказания вплоть до смертной казни. Оставляя при этом свободу бизнесу, Ли сумел сплотить послушный народ и создать из бедной страны, импортировавшей даже пресную воду, процветающее государство с одним из самых высоких в мире уровней жизни, торгово-финансовый центр Юго-Восточной Азии. Сегодня через Сингапур проходит одна из артерий международного бизнеса.

У этой страны самый высокий в мире коэффициент отношения объема торговли к ВВП, она привлекает огромный объем прямых иностранных инвестиций благодаря отсутствию коррупции, низким налогам, современной инфраструктуре и выгодному географическому положению. На территории Сингапура работают более 10 тыс. мультинациональных корпораций из США, стран Европы, Японии, Китая и Индии.

Сингапур — архипелаг, состоящий из 63 островов, расположенный на 1 градус севернее экватора. Численность населения, разнообразного по национальному и этническому составу, превышает 5,184 млн чел., из которых только 3,257 млн являются гражданами страны. Площадь суши — 778 км2.

Авиация: переходный период

Авиационная среда в Сингапуре переживает большие изменения, поскольку правительство поставило задачу создать в стране крупнейший центр для провайдеров услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) авиатехники. В течение последних лет два главных аэропорта страны, Чанъи и Селетар, подверглись значительной перестройке, включая строительство новых ангаров, помещений под склады запчастей, дополнительных стояночных площадей. В рамках проекта единственную ВПП в аэропорту Селетар удлинили на 150 м. Все это идет на пользу бизнес-авиации, и каждый из аэропортов привлекателен по-своему.

Международный аэропорт Чанъи — совместного базирования, хотя ВВС также располагают несколькими специализированными базами. Одна из трех параллельных полос выделена под операции военных. Две оставшиеся работают для нужд гражданской авиации — 2L/20R (оборудована ILS) и 2C/20C длиной по 4 тыс. м. Высота над уровнем моря — 6,7 м. С января 2012 г. в аэропорту действует система слотирования.

Правительство продвигает Селетар как предпочтительный аэропорт для рейсов бизнес-авиации, поскольку избыток корпоративных самолетов в Чанъи привел к острой нехватке стояночных мест.

Изначально в Чанъи существовал центр бизнес-авиации, однако его закрыли, заменив на Jet Quay — принадлежащую аэропорту компанию, предоставляющую услуги по наземному обслуживанию (здесь действуют несколько провайдеров), ускоренному прохождению таможенных и иммиграционных процедур, а также владеющую роскошным залом ожидания.

После того как пассажиры покидают борт самолета, его буксируют на дальнюю стоянку, где ранее располагалась статическая экспозиция выставочного комплекса салона Asian. Это временное решение, поскольку в настоящий момент Чанъи заставлен нелетающими самолетами в раскраске Singapore Airlines. За 3–5 ч до отправления самолет доставляют обратно, к месту, куда наземным транспортом прибывают пассажиры. От Чанъи до гостиниц в центре Сингапура 17,2 км.

Аэропорт Селетар был также совместного базирования до 1995 г., сейчас он предназначен главным образом для полетов авиации общего назначения и рейсов нескольких региональных авиакомпаний. Здесь одна полоса длиной 1835 м. То есть для взлета полностью заправленного и загруженного бизнес-джета с межконтинентальной дальностью эта полоса не подойдет. Придется перелететь в Чанъи для дозаправки и вылета. В первую пятницу месяца с 16:00 до 23:00 полоса закрывается на обслуживание. Высота над уровнем моря — 13,7 м. Слотирования нет.

Большим минусом аэропорта Селетар является отсутствие средств инструментального захода на посадку — таким образом, здесь выполняются только визуальные заходы. Не рекомендуется выполнять посадку ранним вечером (из-за круглогодичных гроз в это время суток) и ночью. Если видимость недостаточная, самолеты перенаправляются в Чанъи. Как говорят местные, в Сингапуре два времени года: "солнечно" и "дождь" (отметим, что температурные изменения выражены не столь контрастно: "жарко" и "очень жарко". — Прим. АТО).

В аэропорту три центра FBO: Jet Aviation, Hawker Pacific и Universal. Однако они расположены на прилегающей территории и недоступны с перрона. Поэтому пассажиры и экипажи для прохождения таможни и пограничного контроля доставляются в терминал наземным транспортом. Расстояние от аэропорта до центра города — 15 км, обычно преодолевается за 25 мин.

Как говорит менеджер Jet Aviation Singapore Файзал Кан, у обоих аэропортов есть преимущества и недостатки. "В Чанъи нет помещений для ТО бизнес-джетов, но есть ангары для обслуживания VIP-лайнеров вроде BBJ, — рассказывает Кан. — В будущем перрон для стоянки бизнес-джетов в Селетаре будет расширяться, и идет разговор о строительстве центра бизнес-авиации наподобие Jet Quay с большим залом и собственным таможенным пунктом. Чанъи будет развиваться в направлении обслуживания регулярных перевозчиков".

Высота полета в Сингапуре измеряется по системе QNH в футах. Данные аэропортов соответствуют Мировому геодезическому стандарту (WGS84), в воздушном пространстве действует система RVSM (сокращенных минимумов эшелонирования), служба ОрВД пользуется технологиями ICAO. Нормативы допустимого шума на местности в районе аэропортов соответствуют уровню 2 (Stage 2).

Для некоммерческих операторов, действующих как авиация общего назначения, разрешений на пролет и посадку не требуется, необходимо лишь направить уведомление. Если вы намерены остановиться в Чанъи, вам потребуется разрешение на парковку. Для коммерческих (чартерных) операторов правила более сложные, поскольку местные авиационные власти (Civil Aviation Administration of Singapore) желают знать заказчика чартера и его стоимость, иметь копию договора о чартере и технические характеристики самолета, чтобы убедиться, что данный рейс соответствует требованиям, предъявляемым к коммерческим перевозкам.

В Сингапуре проводится бьеннале Singapore Airshow и Гран-при "Формулы-1". В остальное время наземное движение относительно спокойно, и сам город один из самых безопасных в мире. Гостиницы всегда заполнены на 95%, что приводит к постоянному повышению цен на проживание.

Почти утопия

Успех политики Ли Куан Ю, сделавшего ставку на свободную рыночную экономику и национальную автономию, воплощен в силуэте береговой линии Сингапура, похожей на густой лес небоскребов. Это один из самых чистых (если не самый чистый) городов в мире, он свободен от наркотиков (за них в Сингапуре полагается смертная казнь, и об этом предупреждают всех иностранцев при въезде в страну. — Прим. АТО), нет здесь и преступности. Нищеты тоже нет, и каждому гражданину гарантировано трудоустройство.

Как и в любом утопичном обществе, имеется и обратная сторона: строжайшая регламентация, давление государства, следящего за тщательным соблюдением узкого свода законов и правил, суровое административное и уголовное законодательство. Недовольство и даже мягкая критика линии руководства не терпятся. Баланс между строгим общественным контролем и относительным невмешательством в дела бизнеса — вот самое больше затруднение для властей страны, особенно в нашу, все более насыщенную электроникой эпоху со стирающимися границами. Между тем помните, что пока вы в Сингапуре, от вас требуется строгое соблюдение местных законов (жевательную резинку, например, можно ввозить только для личного употребления, но в общественных местах от ее использования лучше все-таки воздержаться. — Прим. АТО).

Дэвид Эслер, AVIATION WEEK

Источник: АТО