Выход есть

Японские чиновники обратили внимание на проблемы бизнес-авиации
Представители правительства Японии и международного аэропорта Нарита (Токио) в рамках проходящей в Орландо выставки NBAA 2012 поделились с журналистами последними инициативами, которые, по их мнению, будут способствовать развитию деловой авиации в стране.

Япония, с третьей по величине экономикой в мире, имеет достаточно скромные показатели в сегменте бизнес-авиации. В настоящее время японским владельцам принадлежат лишь 210 бизнес-джетов (вертолетов больше - 645), что не очень соответствует экономическому положению и влиянию страны в мире. Что же касается инфраструктуры, то здесь дела обстоят не намного лучше: отсутствие специализированных терминалов, сервисных центров и «драконовское» законодательство в сфере регулирования перевозок являются естественным тормозом для динамичного развития этого сегмента.

Как комментирует министр по земельным вопросам, инфраструктуре транспорта и туризма Акира Такано, сейчас основной трафик бизнес-авиации приходится на два столичных аэропорта (Ханеда и Нарита), которые и так находятся в состоянии постоянной «давки».

И все же в данной ситуации авиационные чиновники сочли необходимым начать практические работы по увеличению доли бизнес-трафика. Безусловно, первым шагом, способствующим развитию перевозок, стало открытие в Нарите в апреле 2012 года нового бизнес-терминала Premier Gate. Однако ввод в эксплуатацию единственного объекта вряд ли существенно повлияет на ситуацию в целом.


Именно поэтому правительство решило изменять ситуацию комплексно, начав с самого важного. Так, первым реальным шагом стала отмена всех ограничений на операции с самолетами менее 5,7 тонн (в проекте находится положение и о поэтапном снижении цен на обслуживание для самолетов других весовых категорий). В начале 2013 года будет значительно увеличено количество выдаваемых слотов, и самое важное – впервые станет применяться уведомительная система, которая, по мнению игроков рынка, станет революционным прорывом по сравнению с нынешними регламентами выполнения рейсов. Но на этом администрация аэропорта Нарита не остановилась. Под жестким прессингом операторов аэропорт увеличил период пребывания самолетов (парковка) с 7 до 30 дней и выделил дополнительно 18 парковочных мест.

Заслуги второго аэропорта Токио, Ханеда, менее значительные, но преобразования там только начинаются. Прежде всего, администрация порта увеличила период пребывания самолета на перроне в два раза, с пяти до десяти дней, однако не смогла ввести уведомительный порядок при выполнении рейсов. Прежний срок подачи заявки (за неделю) действует, но представители аэропорта уверяют, что уже в течение нескольких месяцев смогут найти компромисс для решения этой проблемы. Однако стоит учитывать, что прогнозируемый общий трафик полетов к 2014 году должен вырасти до 747000 взлетно-посадочных операций (сейчас он составляет приблизительно 640000).

Не стоит списывать со счетов и третий по величине аэропорт Японии – Нагоя. Здесь уже в следующем году начнется капитальная стройка крупнейшего авиационного комплекса по обслуживанию рейсов бизнес-авиации в Японии со своими терминалами, ангарами, сервисными компаниями, границей и таможней. По мнению архитекторов этого проекта, появление нового комплекса в Нагоя (Chubu International Airport) немного поспособствует разгрузке столичных аэропортов и сделает обслуживание сегмента более качественным.