Кибератака на «Аэрофлот»: тревожный сигнал для всей авиационной отрасли

Аналитика и комментарии основателей BizAero — платформы для автоматизации авиационного бизнеса

28 июля 2025 года ИТ-инфраструктура национального перевозчика подверглась разрушительной кибератаке. Отменены рейсы, парализованы системы бронирования и управления полётами, пассажиры остались без информации и возможности оформления билетов. По сообщениям СМИ и экспертов, ответственность взяла на себя хакерская группировка Silent Crow.

Оценка потерь — от 250 млн до 4 млрд рублей. Но ущерб для отрасли куда глубже. Он выявил уязвимости, которые есть почти в каждой авиакомпании.

Разговор с теми, кто знает инфраструктуру изнутри

Мы поговорили с Владимиром и Алексеем — основателями BizAero. Это платформа, которую используют чартерные операторы и владельцы воздушных судов для управления флотом, техобслуживанием и финансами.

Алексей (слева) и Владимир (справа)

Владимир, генеральный директор:

Я 15 лет занимаюсь автоматизацией процессов в авиации. Если бы не знал лично, в каком состоянии находятся ИТ-системы у большинства операторов — не стал бы выходить с этим материалом. Мы десятками проектов проходили интеграции, видели архитектурный хаос, устаревшее ПО и «бумажный» подход к закону 187-ФЗ.

Алексей, технический директор:

Мы проектируем инфраструктуру с нуля, понимая бизнес-процессы операторов. Без дублирования, с централизованным управлением, browser-only-доступом и отказоустойчивостью. Это и безопасность, и масштабируемость. Иначе — зоопарк систем, где каждая живёт своей жизнью. И как только одна из них падает — рушится вся операционная цепочка.

Где кроется риск

Владимир, сооснователь BizAero: «Любую систему можно взломать — вопрос только в цене и времени. Хорошая архитектура делает это бессмысленным. Мы видим, как в ИТ авиации всё ещё работают подходы 2010 года. И удивляемся не тому, что атака случилась, а тому, что это не происходит чаще».

У авиакомпаний своя боль

ИТ не входит в стратегические приоритеты. Отделы «одного айтишника» поддерживают десятки устаревших систем. Всё крутится на старых серверах «на месте» — в надежде, что так безопаснее. На деле — это технический долг, который каждый день тянет бизнес вниз.

Многие ИТ-сервисы всё ещё строятся на базе логина и пароля. Без токенов, без двухфакторной аутентификации. Это создаёт иллюзию контроля, но не защищает.

Мы слышим на встречах одно и то же:

  • «у нас старые системы, потому что новые не тянут нужную логику»
  • «не можем обновить сервер — софт не запустится»
  • «если уйдёт подрядчик, никто не разберётся»

Это реальность. И с ней можно работать — но сначала надо признать: архитектура нужна. Управление доступами — нужно. Актуальная система безопасности — обязательна.

Что стало спусковым крючком?

По состоянию на конец 2022 года в «Аэрофлоте» была заменена 31 ИТ-система, ещё 84 подлежат замене до конца 2024 года. Это подчёркивает масштаб фрагментации и отсутствие единого ядра ИТ-инфраструктуры. Каждая новая система добавляет сложность, если нет архитектуры.

Согласно публичным данным, хакеры находились в инфраструктуре более года. Это говорит о полном отсутствии мониторинга, EDR-средств, систем реагирования на инциденты и базового контроля аномалий. Основной вектор атаки, вероятно, связан с компрометацией одного из сервисов, развернутых на устаревшей ОС. Именно это дало злоумышленникам начальную точку входа и позволило развернуться внутри сети.

  • Многие авиакомпании продолжают использовать устаревшие операционные системы и программное обеспечение. Это обусловлено тем, что ряд критичных ИТ-продуктов до сих пор требует старых версий ОС, которые уже не поддерживаются вендорами. Это делает обновления невозможными и открывает критические уязвимости.
  • В частности, для обмена с госорганами до сих пор используются форматы и протоколы, основанные на морально устаревших технологиях. Это говорит о том, что даже регулятор до конца не осознаёт риски.
  • Многие отечественные системы разрабатывались на иностранных фреймворках и библиотеках из недружественных стран. Это создаёт мнимое ощущение импортозамещения при фактической зависимости от внешних технологий.
  • 100+ разрозненных ИТ-систем без единой архитектуры
  • Смешение западных и отечественных решений без планирования
  • Устаревшие каналы обмена данными, включая FTP-передачи в госорганы
  • Отсутствие SIEM, EDR и контроля за аномальной активностью
  • Нарушения требований закона 187-ФЗ о КИИ
  • Зависимость от решений, разработанных на библиотеках из недружественных стран

Факт: Злоумышленники находились в инфраструктуре более года. Это говорит о полном отсутствии мониторинга.

Почему это касается каждого игрока в авиации

Независимо от масштаба бизнеса — регулярная авиакомпания, чартерный оператор, хендлинг-компания, владелец ВС, авиаремонтный подрядчик — все используют цифровую инфраструктуру. И все подвержены тем же уязвимостям. Переход на отечественные решения не решает проблему, если нет архитектуры, контроля доступа и чёткой политики информационной безопасности.

Показательно: даже после громкой атаки одна из авиакомпаний обратилась к нам с просьбой перенести систему на их локальные сервера — якобы так «безопаснее». Это говорит не о зрелости, а об устоявшихся иллюзиях контроля.

На практике:

  • локальные сервера не обеспечивают 24/7 мониторинг, резервирование и защиту от DDoS;
  • обновления и патчи ставятся нерегулярно или вовсе игнорируются;
  • отсутствуют SIEM, EDR, контроль доступа и сегментация;
  • нередко физический доступ к серверной открыт для неподготовленного персонала.

Современные дата-центры в РФ предоставляют:

  • сертифицированную защиту и юридическую ответственность;
  • высокую доступность, изоляцию и автоматический мониторинг;
  • архитектуру, которую практически невозможно воспроизвести в офисной серверной.

Облако — это не компромисс, а индустриальный стандарт. Правильно спроектированная инфраструктура в облаке надёжнее и безопаснее любой «своей железки».

Чек-лист для оператора

Вы можете пройти по этим пунктам и определить, где находятся риски:

  • У вас более 5 систем и нет единой архитектуры для всей ИТ-инфраструктуры
  • Выполняются требования закона 187-ФЗ в части КИИ
  • Все операционные системы — поддерживаемые и обновляемые
  • Все используемые библиотеки и фреймворки проходят аудит на уязвимости
  • Учетные записи централизованно управляются
  • Используется 2FA и токенизированная авторизация
  • Используются решения, полностью контролируемые вашей организацией
  • Существует план миграции с устаревших систем
  • У вас есть резервное копирование и регулярное тестирование восстановления
  • Используются поддерживаемые, современные форматы обмена данными
  • Регулярно проводится аудит безопасности с внешними экспертами
  • Доступ к инфраструктуре ограничен по принципу «минимально необходимого»
  • Используется browser-only-доступ к административным панелям
  • Сотрудники ИТ и ИБ проходят регулярное обучение
  • Владелец бизнеса вовлечён в стратегию ИТ и ИБ

Если на часть вопросов вы ответили «не уверен» — самое время пересмотреть подход.

Кейс «Аэрофлота» — это сигнал не только для больших. Это напоминание, ИТ-инфраструктура — это уже не поддержка, а ядро авиационного бизнеса.

Важно от имени экспертов

Мы в BizAero десятки раз видели, как хаос в ИТ приводит к потере данных, простоям и потере доверия клиентов. Но мы также видели, как можно выстроить систему правильно — когда она масштабируется, защищается и становится вашим активом, а не слабым местом.

Что мы сделали иначе

Вместо «зоопарка» из десятков разрозненных систем, BizAero предлагает:

  • единую платформу для управления флотом, ТОиР, финансами, заявками;
  • защищённый browser-only-доступ без установки софта;
  • токенизированную авторизацию с двухфакторной защитой;
  • работу в сертифицированных российских дата-центрах с отказоустойчивостью;
  • аудит событий и централизованное управление пользователями;
  • соблюдение требований 187-ФЗ для КИИ по умолчанию.

Что даёт современный подход:

  • Сертифицированные дистрибутивы Linux и отечественные браузеры с ГОСТ
  • Защищённый browser-only-доступ
  • Централизованное управление доступами и аудит
  • Мгновенная реакция на инциденты и резервирование данных
  • Снижение затрат на поддержку и повышение надёжности

Если вы управляете регулярной авиакомпанией, чартерной компанией, обслуживанием ВС, или отвечаете за ИТ в авиационной организации — мы готовы поделиться опытом, помочь с аудитом и архитектурой. Лучше перестроить систему сейчас — чем экстренно восстанавливаться потом.