«Вологодское Авиационное Предприятие»: Летали, летаем и будем летать

Интервью с генеральным директором компании АО «Вологодское Авиационное Предприятие» (АО «ВАП») Юлией Васильевной Мецлер

Знакомьтесь – Юлия Васильевна Мецлер, генеральный директор АО «Вологодское авиационное предприятие». Свой трудовой путь в гражданской авиации Юлия Васильевна начала в 2021 г. с Архангельского объединённого авиаотряда, где работала на руководящих должностях. С августа 2024 г. Юлия Васильевна – генеральный директор Вологодского авиационного предприятия. Под её руководством за короткое время был завершён ремонт здания аэровокзала, открытие которого состоялось в конце декабря прошлого года, а в настоящее время идёт активная подготовка к грандиозной реконструкции самого аэропорта, удлинению его взлётно-посадочной полосы и строительству нового здания пассажирского терминала. При Юлии Васильевне находящиеся в эксплуатации самолёты Як-40 обрели свой новый фирменный стиль с красной ливреей, а лётный состав начал пополняться молодыми пилотами.  Вдохновляющий пример профессионализма Юлии Васильевны напоминает нам о том, что в каждой сфере деятельности, даже традиционно мужской, есть место для женщин, обладающих уникальными талантами и лидерскими качествами.

Сегодня Юлия Васильевна Мецлер любезно согласилась ответить на вопросы BizavNews и рассказать о работе компании и планах на будущее.

Юлия Васильевна, за последние 12 месяцев «Вологодское авиационное предприятие» стало чуть ли не главным ньюсмейкером на российском рынке региональной авиации, а для ценителей авиации и настоящей Меккой. Этому есть свои объяснения – уникальный парк и исторический аэропорт привлекают внимание, как журналистов, так и гостей Вологодской области. А что с производственными показателями? Удалось ли нарастить пассажирооборот за прошедший год?

Дмитрий, я очень признательна Вам за возможность рассказать о «Вологодском авиапредприятии». Нам удалось сохранить единственный в России типовой советский терминал, а используемые самолёты Як-40 – первые в мире трехдвигательные турбореактивные пассажирские самолёты для местных авиалиний – успешно летают из Вологды в Москву, Санкт-Петербург и Великий Устюг.

Мы дорожим нашей историей, при этом на первое место ставим безопасность наших пассажиров.

И с каждым годом всё больше вологжан и гостей нашего региона пользуются услугами авиапредприятия. Так в 2023 году мы перевезли 19,5 тысяч пассажиров, в 2024 году уже 22,5 тысячи, а в 2025 году планируем выйти на цифру почти в 25 тысяч человек. Получается за два года мы приросли на четверть пассажиропотока и дальше, благодаря планам реконструкции взлетно-посадочной полосы, строительству нового терминала, рассчитываем кратно увеличить эти показатели. Мы к этому готовы.

Расскажите пожалуйста о парке компании. Насколько он сбалансирован и хватает ли провозных мощностей?

«Вологодское авиапредприятие» является самым крупным эксплуатантом самолетов Як-40, у нас их 6 единиц. Этого достаточно чтобы нашу Вологду, настоящую жемчужину Русского Севера, соединить воздушными линиями с Москвой и Санкт-Петербургом, а внутри региона – с древнейшим городом нашей страны и общепризнанной Родиной Деда Мороза – Великим Устюгом.  

Кроме того, «Вологодское авиапредприятие» осуществляет работу по выполнению санитарных заданий, поисково-спасательных мероприятий и мониторингу противопожарной обстановки, перевозке пассажиров в труднодоступные места нашей страны. Для этого у нас задействованы и используются самолёты Ан-2 и вертолёты Ми-8Т, Ми-8АМТ и Ми-8МТВ.

Модернизация парка. Какие типы ВС вы рассматриваете для замены и можно ли назвать даты начала поставок новых самолётов?

Сегодня мы нуждаемся в новых отечественных самолетах. Приоритетным для нас является ил-114-300. С нетерпением ждём его сертификации.

Связь региона с центром – это не только необходимость для развития экономических связей, но возможность для жителей Вологодской области путешествовать. Планирует ли компания развивать маршрутную сеть?

Я от лица «Вологодского авиапредприятия» искренне благодарю авиакомпании, кто работает с нами по планам расширения маршрутов. После реконструкции взлетно-посадочной полосы и со строительством нового терминала мы рассчитываем, что для путешествий и рабочих поездок откроются такие города как Казань, Калининград, Сочи, Екатеринбург и Новосибирск, Мурманск, Архангельск и многие другие. Все эти направления сейчас прорабатываются.

Какова средняя загрузка на рейсе?

Благодаря проводимым Губернатором Вологодской области Георгием Юрьевичем Филимоновым мероприятиям по развитию туризма, экономическому развитию Вологодской области, загрузка рейсов в текущем году уже превысила показатель в 85%.

Насколько популярен рейс Вологда – Великий Устюг, планируете ли вы сделать его ежедневным, особенно в высокий зимний сезон?

Великий Устюг – это сказочная столица России. Губернатор Вологодской области Георгий Юрьевич Филимонов при поддержке федеральных властей стремится сделать Великий Устюг флагманом туристического развития России. Для этого будет реализован масштабный инвестиционный проект по созданию особой туристической зоны, которая позволит увеличить количество туристов. В 2027 году Великий Устюг отпразднует свой юбилей – одному из древнейших городов страны исполнится 880 лет.

«Вологодское авиапредприятие» два раза в неделю осуществляет перелёты в Великий Устюг, они состыкованы по времени с перелётами из Санкт-Петербурга чтобы гостям и жителями Вологодчины как можно комфортнее и быстрее добираться до Родины Деда Мороза.

Расширение числа полётов в этот прекрасный город мы рассматриваем после проведения работ по реконструкции в аэропорту Вологды.

Наличие собственной АТБ – очень важный актив для любого авиаперевозчика. Какие работы вы выполняете на ВС Як-40 и Ми-8 и каков штат персонала?

Все верно, «Вологодское авиапредприятие» имеет собственную сертифицированную авиационно-техническую базу. У нас отлажены механизмы технического обслуживания для воздушных судов Як-40 и Ми-8, строго соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации.

Немного подробнее о профессиональной подготовки персонала.

Ключевым для нас является обеспеченность предприятия квалифицированными специалистами. Персонал обязан обеспечить безопасность полётов за счет поддержания лётной годности воздушных судов.

Авиапредприятие выстроило долгосрочные отношения с учебными центрами чтобы организовать поддержание квалификации всего технического персонала. За свой счёт мы готовы проводить переподготовку для авиатехников.

Юлия Васильевна, относительно недавно был озвучен план по модернизации аэродромной инфраструктуры, включая строительство терминала, ВПП и перрона. Можно ли рассказать подробнее об этом?

Проект реконструкции взлётно-посадочной полосы и строительства нового терминала аэропорта города Вологды готов. И даже уже номинирован экспертной комиссией в качестве «Лучшего проекта общественного здания или сооружения» на участие в международном архитектурно-дизайнерском конкурсе «Золотой Трезини». Новый терминал будет современным, эргономичным, с передачей уникальных особенностей вологодских архитектурных традиций.

После ввода в эксплуатацию нового комплекса, какие типы воздушных судов будет способен принимать аэропорт?

После реконструкции новый аэропорт Вологды сможет принимать воздушные суда таких типов как Ил-114-300, Сухой Суперджет 100 и МС 21-300. Проект развития инфраструктуры аэропорта города Вологды предусматривает увеличение длины взлётно-посадочной полосы с 1,5 тыс. м до 2,5 тыс. м.

Что будет с «историческим терминалом»?

У нас есть несколько концепций, сегодня все они находятся в проработке. Приоритетной ставим амбициозную задачу сделать наш по-настоящему уникальный «исторический» терминал международным.  

И отмечу, что уже не раз наш терминал использовался как локация для киносъёмок российских сериалов. Сейчас это здание становится арт-пространством и музеем, где бережно сохраняется уникальный советский стиль.

В каких сегментах, помимо выполнения регулярных рейсов, присутствует «Вологодское авиационное предприятие»?

Авиапредприятие успешно диверсифицирует свою деятельность помимо выполнения регулярных рейсов в Москву, Санкт-Петербург и Великий Устюг.

Так мы занимаемся авиационными работами по обслуживанию газо- и нефтемагистралей, авиационным патрулированием лесного хозяйства Вологодской области, выполняем санитарные задания в регионе, авиационно-спасательной деятельностью на территории Вологодской области и социально значимыми грузопассажирскими перевозками в 8-ми регионах страны.

А какой исторический путь прошла Вологодская авиация?

История развития авиации в Вологодской области тесно переплетается с историей развития отечественного воздухоплавания.

21 марта 2025 года исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Фёдоровича Можайского — исследователя и изобретателя в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха.

В нескольких километрах от города Вологды в своей усадьбе Котельниково – сегодня это названный в его честь поселок Можайское – Александр Федорович обдумывал и воплощал замечательную мысль о создании самолётов: он проводил расчеты, набрасывал первые чертежи своей будущей модели.

В годы Великой отечественной войны Вологодская область сыграла критически важную роль в организации авиационного снабжения блокадного Ленинграда, выступая ключевым тыловым и логистическим узлом.

Авиация доставляла в осаждённый город не только продукты, но и боеприпасы, горючее, медикаменты, а на обратном пути вывозила эвакуированных жителей, промышленное оборудование.

История нынешнего «Вологодского авиапредприятия» началась 6 октября 1928 года. Вплоть до пятидесятых годов работать приходилось в трудных условиях, особенно зимой, при сильных ветрах и крепком морозе. Собственными силами, вручную, расчищали лётное поле от снежных заносов. Ветераны хорошо помнят те времена, когда почту и грузы возили к самолетам на санках и тележках, а обязанности кладовщика, кассира, грузчика, стартера выполнял всего лишь один человек.

Несмотря на все это, в области появилась целая сеть сначала грунтовых, а затем и аэродромов с искусственным покрытием.

Особенно интенсивно развивалось «Вологодское авиапредприятие» в 70-80 годы. Именно в этот период оно пополнилось квалифицированными кадрами, укрепилась его производственная база, открылось агентство по продаже авиабилетов, а в 1978 году был построен новый аэропорт «Вологда», в 1981 году открыли здание аэровокзала. Отсюда начали выполняться полёты в Москву, Ленинград, Ригу, Мурманск, Архангельск, Курск, Симферополь, Киров и Сыктывкар. Общая протяженность воздушных трасс только внутри Вологодской области составила около 3300 км.

Сегодня мы с оптимизмом смотрим в будущее, в первую очередь благодаря планам по реконструкции новой взлётно-посадочной полосы и строительству нового терминала аэропорта города Вологды.

Социальная ответственность предприятия в чём заключается?

Социальная ответственность «Вологодского авиапредприятия» проявляется в первую очередь в выполнении социально значимых перевозок в отдаленные и труднодоступные районы, где авиасообщение жизненно важно. Например, борты авиапредприятия доставляют пассажиров, продукты питания и лекарства в Мурманскую область, куда доступ другими видами транспорта практически невозможен.

В Вологодской области возобновились регулярные рейсы в город Великий Устюг после более чем десятилетнего перерыва, что имеет большое значение для жителей региона.

И конечно авиапарк предприятия используется в качестве санитарной авиации, что является важной социальной функцией. 

Возвращаясь к новой ливрее, кто был инициатором проекта и планируете ли перекраску других ВС?

Самолеты Як-40 «Вологодского авиапредприятия» обрели новый узнаваемый экстерьер. Сегодня все 4 постоянно использующихся в пассажирских перевозках воздушных судна покрашены в новый цвет.

Фирменная ливрея стала одним из символов Вологодской области, настоящей визитной карточкой региона, которую видно с земли и с воздуха.

Губернатор Георгий Юрьевич Филимонов лично участвовал в выборе и утверждении дизайна. Следующий шаг – вертолётный парк. Один из наших вертолётов как раз прошел плановый ремонт на заводе в Санкт-Петербурге. Специалисты обновили его внешний вид. Повышаем туристическую привлекательность региона.

В группе Вологодские авиалинии социальной сети ВКонтакте можно увидеть большое количество фотографий обновленных воздушных судов, всех приглашаем.