Транспорт в деталях. Рынок вертолётов.

Парк используемых гражданских вертолётов российских авиакомпаний превышает тысячу бортов, средний возраст которых приближается к 30 годам. По данным ГТЛК, в ближайшие 5 лет ожидается значительное выбытие вертолётов по причине выработки ресурса. Для замещения устаревших моделей воздушных судов новой техникой требуются целевые меры господдержки, в том числе профильные программы льготного лизинга.

Налёт вертолётов

Вертолёты в России помогают связывать обширные территории страны, обеспечивать транспортную доступность удалённых районов, где нет достаточной наземной инфраструктуры. Вертолёты также используются на социально значимых маршрутах, например, для обеспечения оперативной медицинской помощи, снабжения отрезанных от «большой земли» населённых пунктов, повышения мобильности жителей.

Согласно воздушному законодательству Российской Федерации различают воздушные перевозки (транспортировка грузов, пассажиров и почты с использованием воздушных судов) и авиационные работы (работы, выполняемые с использованием полётов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей).

За последние 5 лет произошёл существенный рост налёта на вертолётах для перевозки пассажиров и грузов (с 15% до 31%) с одновременным снижением доли авиаработ (с 85% до 69%). Такая тенденция вызвана сочетанием нескольких факторов: увеличением субсидирования авиаперевозок на вертолётах в труднодоступных регионах, снижением эксплуатации вертолётов в нефтегазовой отрасли из-за сокращения добычи энергоресурсов и начавшимся процессом вытеснения вертолётов из отдельных секторов авиаработ беспилотниками.

В перспективе ожидается, что налёт вертолётов при проведении авиаработ будет продолжать снижаться в пользу перевозок, поскольку текущие факторы влияния носят долгосрочный характер.

При этом рынок вертолётных услуг продемонстрировал высокую устойчивость в период сильного давления на авиационную отрасль из-за коронавирусных и санкционных ограничений в 2020-2024 гг. Так, общий налёт на самолётах в 2024 году сократился на 17% относительно показателя 2019 года, в то время как на вертолётах – только на 9%.

Парк вертолётов

На конец 2024 г. совокупный парк вертолётов гражданской авиации составляет более 2400 машин. При этом в эксплуатации у российских авиакомпаний находится 1042 вертолёта, из которых 86% – это воздушные суда отечественного производства, преимущественно тяжёлого класса, со средним возрастом 32 года. Вертолёты зарубежного производства составляют около 14% парка и в основном представлены легкими типами техники со средним возрастом 11,8 лет.

Тяжёлые вертолёты – самый многочисленный класс в сегменте винтокрылых машин. На их долю приходится 80% от всего действующего парка, большая часть из которых – это различные модификации самого массового двухдвигательного вертолёта в мире – Ми-8.

Ми-8Т и другие ранние модификации Ми-8, средний возраст которых около 40 лет, занимают 62% в сегменте тяжёлых вертолётов – это 501 борт. Современные модификации Ми-8 со средним возрастом 19,7 лет составляют 38% парка (305 ед.).

Второй по численности класс – лёгкие вертолёты со средним возрастом техники 15,9 лет, свыше 70% которого приходится на иностранные борты. При этом около 16,6% флота лёгких вертолётов занимают отечественные Ми-2 со средним возрастом около 39 лет.

Наименее представительные классы – средние вертолёты со средним возрастом 9,5 лет и сверхтяжёлые вертолёты Ми-26Т, работающие около 33 лет. В целом на российском рынке сохраняется потребность в обновлении флота гражданских вертолётов из-за высокой степени износа действующего парка.

Спрос и меры поддержки

По данным Минпромторга России в 2019-2024 гг. коммерческим заказчикам было передано 315 ед. новых отечественных гражданских вертолётов. В последние 3 года производство гражданских вертолётов выросло, в том числе за счет расширения выпуска востребованных моделей Ми-8/Ми-171, «Ансат» и поставок как российским, так и зарубежным заказчикам.

Выработка ресурса воздушных судов, отсутствие необходимых агрегатов и запчастей приводит к ежегодным списаниям возрастных вертолётов из парка авиакомпаний. Большая часть из них – это техника времен СССР: Ми-2 и Ми-8Т, а также лёгкие иностранные вертолёты. По оценке экспертов, в ближайшие 5 лет (2025-2029 гг.) возможно списание около 600 вертолётов по причине выработки назначенных сроков службы и ресурсов.

При этом низкая рентабельность вертолётных перевозок в условиях высокой стоимости новых машин и обслуживания авиатехники сдерживает темпы обновления российского гражданского вертолетного парка. 

Для расширения спроса на современную вертолётную технику отечественного производства и ускорения темпов обновления воздушного флота авиаперевозчиков Правительство Российской Федерации использует меры господдержки, включая субсидирование и льготные программы лизинга.

Так, с 2017 г. ГТЛК передала российским авиакомпаниям в лизинг на льготных условиях 225 новых отечественных вертолётов, в том числе 79 машин в рамках реализации инвестиционного проекта ГТЛК по обновлению российского вертолётного парка с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) при поддержке Минпромторга России. Это более 20% от всего действующего парка гражданских вертолётов российских авиакомпаний.

По текущим программам льготного лизинга ГТЛК законтрактовала на российских заводах постройку ещё более 30 вертолётов, которые авиаперевозчики получат в 2025-2026 гг.

Пролонгация программ льготного лизинга вертолётов, часть из которых заканчивается в этом году, позволит закрыть потребность региональных авиакомпаний в новых воздушных судах, необходимых для экстренной медицинской эвакуации, пожаротушения, перевозки грузов и пассажиров в труднодоступные регионы, развития внутреннего туризма, работ на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.

В условиях нехватки новых самолётов для региональной и малой авиации поставка вертолётов по программам льготного лизинга будет иметь ключевое значение для решения ряда социально-значимых задач, обеспечения связи удаленных населенных пунктов с региональными центрами и расширения маршрутной сети авиаперевозчиков.