Навстречу Олимпийским играм


Все меньше дней остается до открытия Зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Готова ли транспортная инфраструктура — и в первую очередь аэропорты Краснодарского края — справиться с нагрузками, которые могут возникнуть в пиковые дни проведения Олимпиады?

Все меньше дней остается до открытия Зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Готова ли транспортная инфраструктура — и в первую очередь аэропорты Краснодарского края — справиться с нагрузками, которые могут возникнуть в пиковые дни проведения Олимпиады?

Понятно, что потенциал развития региона в ближайшие годы с учетом проведения  Олимпиады-2014, а также чемпионата мира по футболу в 2018 г. требует качественно нового прорыва в сфере обеспечения услугами транспортного комплекса, причем это касается также автомобильных и железных дорог и аэропортовой инфраструктуры. Поэтому модернизация транспортного комплекса для региона крайне  важна. 

Анализ объема авиаперевозок в аэропорты Краснодарского края по итогам 2012 и 2013 г. показывает стабильный рост. Увеличение объемов авиаперевозок требует от операторов аэропортов четкой и слаженной работы. И состояние объектов аэродромной инфраструктуры имеет здесь большое значение. 

В аэропортах Краснодарского края (Сочи, Краснодар, Анапа и Геленджик) ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" — ФГУП "АГА(А)" выступило заказчиком-застройщиком реконструкции и строительства объектов аэродромной инфраструктуры в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России  (2010–2015 гг.)".

Международный аэропорт Сочи  

Международный аэропорт "Сочи" входит в первую десятку аэропортов России по пассажиропотоку на внутренних воздушных линиях. Его по праву можно считать одним из лучших региональных аэропортов нашей страны. 

Предстоящая Олимпиада-2014 регламентирует формирование на базе аэропорта Сочи современного хаба, который будет способен предоставить высокий уровень обслуживания. В этой связи со стороны ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" реконструкции аэродромных объектов в этом аэропорту было уделено особое внимание.

В настоящее время аэропорт располагает двумя взлетно-посадочными полосами длиной 2950 и 2500 м и может принимать большинство современных воздушных судов.

Реконструкция аэропорта проводилась с 2006 по 2013 г. в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" федеральных целевых программ "Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)" и "Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)"

Государственным заказчиком реконструкции и строительства выступило Федеральное агентство воздушного транспорта, заказчиком-застройщиком — ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". Реконструкция аэродромного комплекса проходила в два этапа. На первом этапе строительства, в 2006–2008 гг., были выполнены:

  • реконструкция ВПП-1, системы рулежных дорожек, VIP-перрона, мест стоянок № 5–12 перрона перед новым аэровокзальным комплексом, строительство новой рулежной дорожки к VIP-перрону;
  • строительство очистных сооружений ливневых стоков;
  • замена системы светосигнального оборудования.
  • На втором этапе строительства, в 2009–2013 гг., были осуществлены:
  • реконструкция и удлинение взлетно-посадочных полос на 300 м (до 2500 м);
  • реконструкция искусственных покрытий мест стоянок № 13–23 существующего перрона и рулежных дорожек;
  • строительство перрона межполосья и сети рулежных дорожек;
  • строительство новых перронов (грузового и пассажирского), перрона аэровокзального комплекса Сочи-2 и сети рулежных дорожек;
  • строительство водосточно-дренажной сети ВПП-2 и новых перронов;
  • строительство очистных сооружений ливневых стоков;
  • строительство комплекса аварийно-спасательной станции;
  • строительство нового здания командно-диспетчерского пункта;
  • устройство ограждения аэродрома с техническими средствами охраны;
  • строительство патрульной автодороги;
  • реконструкция системы энергоснабжения;
  • строительство берегоукрепительных сооружений.

В результате реконструкции стало возможным обеспечить 24 взлетно-посадочные операции в час; обслуживать воздушные суда всех типов, включая  Boeing 747-400, Airbus А330, Ил-96, а также ВС меньшей размерности; оборудовать 63 места стоянки воздушных судов; обеспечить пропускную способность аэропорта до 3800 пасс./ч.

На реконструкцию аэродромной инфраструктуры из федерального бюджета РФ было выделено 11,2 млрд руб.

Завершение реконструкции сказалось и на пассажиропотоке аэропорта. Международный аэропорт Сочи за 10 месяцев текущего года обслужил столько же пассажиров, сколько за весь прошлый, 2012 г. — 2,1 млн чел.

Рост этого показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 12%. На международных направлениях авиакомпаниями перевезено 235326 пасс. 
(+32%), на внутренних — 1864855 пасс. (+10%).

Аэропорт Геленджик  

Аэропорт Геленджик — фактически первый за последние 25 лет гражданский аэропорт в России, сооруженный с нуля.

Напомним, что старый аэропорт класса "Д" с размерами ВПП 1500 х 40 м был пригоден лишь для эксплуатации региональных самолетов Ан-24, Ан-26 и ВС классом ниже. Строительство и реконструкция объектов аэропортовой инфраструктуры аэропорта Геленджика были начаты в 2005 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 853 "О неотложных мерах по реализации проекта "Развитие аэропорта Геленджик — строительство взлетно-посадочной полосы". Для реализации проекта из федерального бюджета был выделен лимит в размере 5,6 млрд руб.

В ходе реализации проекта построены взлетно-посадочная полоса длиной 3100 м и шириной 45 м, перрон, рулежная дорожка, командно-диспетчерский пункт с аварийно-спасательной станцией, объекты радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов. Дополнительно введены в строй линии связи и управления, налажено электроснабжение объектов аэродрома, устойчиво работают водосточно-дренажная сеть и очистные сооружения, показало хорошие эксплуатационные качества светосигнальное оборудование с огнями высокой интенсивности. По своим характеристикам аэропорт наравне с воздушной гаванью Минеральных Вод может стать запасным аэродромом для широкофюзеляжных лайнеров аэропорта Сочи — не только во время Олимпиады, но и в последующие годы.

Международный аэропорт Анапа  

Аэропорт Анапа является аэропортом крупнейшего детского курорта на Юге России, где туристический поток достигает 3 млн чел./год. Сегодня воздушная гавань обслуживает не только Анапу, но и Новороссийск и Темрюк. В аэропорту работают 24 авиакомпании, рейсы осуществляются по 47 направлениям.

Реконструкция аэродромного покрытия аэропорта Анапы осуществлялась в 2011 г. в рамках ФЦП. Строительно-монтажные работы были осуществлены с высокой эффективностью и в кратчайший срок — с 2 февраля по 25 мая 2011 г., в том числе бетонные работы на ВПП — с 8 марта по 30 апреля. За это время в рамках первого этапа реализации проекта выполнены работы по реконструкции ВПП размерами 2500 х 45 м, водосточно-дренажной сети, светосигнального оборудования. Также подрядной организацией была выполнена реконструкция магистральной рулежной дорожки (МРД), рулежных дорожек РД-1, РД-3; установлено новое светосигнальное оборудование на участке МРД, на РД-1 и РД-3.

Реконструирован и значительно расширен перрон с увеличением мест стоянок воздушных судов, проведены и другие работы.

Несмотря на то что весь комплекс мероприятий был завершен в рекордно короткое время, качество работ выдерживалось на высоком уровне; на объекте постоянно проводился многоуровневый контроль. В настоящее время аэропорт может принимать воздушные суда иностранного производства, такие как Airbus A319 или Boing 737. На реконструкцию аэропорта было затрачено 2,894 млрд руб. в рамках реализации Федеральной целевой программы "Модернизация транспортного комплекса России, 2002–2010 годы".

Общая стоимость реконструкции составила 2,893 млрд руб. Деньги взяты из федерального бюджета.

Международный аэропорт Краснодар  

В феврале 2012 г. ФГУП "АГА(А)" получено разрешение на строительство, подрядные организации приступили к проведению работ. Согласно проекту, утвержденному Главгосэкспертизой России, будет проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы ВПП-2 и примыкающих к ней рулежных и магистральных рулежных дорожек, а также реконструкция перрона. Кроме того, в рамках проекта будут построены вспомогательные здания, устроена водосточно-дренажная система, установлено новое  светосигнальное оборудование, реконструированы объекты энергоснабжения с учетом требований безопасности. На реконструкцию из федерального бюджета выделено 4,2 млрд руб.

С целью предоставления авиакомпаниям возможности осуществления полетов в непрерывном режиме в период реконструкции ВВП-2 будет использована магистральная рулежная дорожка в качестве временной взлетно-посадочной полосы. На сегодняшний момент заканчиваются мероприятия по переоборудованию МРД в полосу.

Инновационные технологии  

В ходе строительства активно применяются инновации и новые инженерные решения. Например, применение новой технологии и состава асфальтобетона, использование которого обусловлено климатическими условиями городов-курортов Краснодарского края, позволяет устраивать бесшовные (без продольных и поперечных швов) покрытия взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек.

Одним из примеров новой технологии по герметизации швов сжатия стало использование в аэропорту Сочи на экспериментальном участке уплотнительного профиля типа Proofmate EBF (Германия). Данный профиль укладывается без мастики и праймера, что значительно сокращает время производства работ и уменьшает стоимость.

В Геленджике проект реконструкции аэродрома усложнялся изобилующими в этой местности горными ключами и руслом реки, проходящим по территории аэропорта. Поэтому по проекту выполнена сложная водосточно-дренажная система, система очистных сооружений и коммуникационных сетей. Кроме того, была реконструирована часть инженерных коммуникаций Геленджика с учетом будущего развития города и его инфраструктуры с применением современных технологий и материалов. Строители проложили специальный железобетонный коллектор, в который и увели горную реку, а над ним появилась новая взлетно-посадочная полоса.

Эффективная модернизация аэродромной инфраструктуры невозможна без внедрения новых материалов и технологий, позволяющих повысить срок службы построенных и реконструированных объектов с сохранением на возможно более длительный период требуемых эксплуатационных характеристик.

К зимней Олимпиаде в Краснодарском крае в короткие сроки появились новые развязки, морские порты, вокзалы, новые дороги и, конечно, современная аэропортовая сеть. Ни один регион в России, кроме, пожалуй, Московской области, на сегодня не обладает такой развитой аэропортовой сетью, как Краснодарский край. Диверсификация туристических потоков в ближайшем будущем станет хорошей основой для удешевления авиационных услуг, роста конкурентоспособности и, в перспективе, снижения стоимости авиабилетов. Инвестиционный потенциал региона как центра туризма тоже, вне всякого сомнения, будет расти.    

Александр Краевой и Елена Михеева

Источник: АТО