Война в Донбассе поднимает цены


Крупнейшие аэропорты РФ столкнулись с подорожанием антигололедных реагентов для обработки взлетно-посадочных полос на 60-80%

Крупнейшие аэропорты РФ столкнулись с подорожанием антигололедных реагентов для обработки взлетно-посадочных полос на 60-80%. Это подорожание не было учтено в тарифах, и аэропорт Пулково уже пожаловался на поставщиков в ФАС и Росавиацию. Причинами роста цен на рынке называют подорожание импортных компонентов из-за падения рубля и остановку северодонецкого завода «Азот»: после ухода конкурента «Еврохим» резко поднял цены на уксусную кислоту вслед за скачком мировых котировок на этот химикат.

 

Оператор петербургского аэропорта Пулково «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС) пожаловался в УФАС по Санкт-Петербургу и Росавиацию на резкий рост цен на антигололедные реагенты. В ходе тендера при подготовке к зиме выяснилось, что заявки поставщиков (ЗАО «Октафлюид», ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс»«, ООО «Оксайд») на реагенты на ацетатной основе превысили цены 2013 года на 62%, а на формиатной — на 60%, а разница цен не превышала 3%. ВВСС замечает, что обслуживание аэродромных покрытий и их очистка входят в стоимость услуги взлета-посадки самолетов, тариф на это утверждается ФСТ на пять лет и не предусматривает такого подорожания реагентов. По мнению ВВСС, компании поддерживают «монопольно высокую цену на товар» из-за ограниченного числа поставщиков материалов для реагентов на российском рынке.

По словам источников «Ъ» в отрасли, с той же проблемой столкнулись и московские аэропорты. Во Внуково «Ъ» сообщили, что маркетинговые исследования подтвердили подорожание реагентов на 80%. В начале недели состоится тендер аэропорта по выбору предложений от поставщиков, по его результатам будет принято решение о дальнейших действиях. В Шереметьево и Домодедово также выявили повышение рыночной цены на реагенты, но тендеры аэропортов пока не проведены.

В Росавиации подтвердили получение письма от главы ВВСС Сергея Эмдина. По информации от аэропортов ведомство выявило проблему резкого повышения цен на реагенты и уже обратилось к производителям с просьбой объяснить причины. Если факты подтвердятся, то Росавиация направит уведомление в ФАС. В самой ФАС на запрос «Ъ» не ответили.

Один из основных видов антигололедных реагентов производится на основе уксусной и муравьиной кислот, последняя в основном импортируется. Источники «Ъ» на рынке говорят, что одной из причин скачка цен стало прекращение поставок уксусной кислоты из Донецкой области украинским «Северодонецким объединением «Азот»« (входит в группу DF Дмитрия Фирташа), после чего «Невиномысский азот» «Еврохима» де-факто стал монополистом в РФ по ее поставкам. Представитель «Еврохима» Владимир Торин пояснил «Ъ», что с начала года цена на кислоту в мире выросла в среднем на 42% и цена компании росла в рамках этой тенденции, но до конца года «Еврохим» не собирается ее увеличивать. Один из источников «Ъ» отмечает, что производители антигололедных средств всего несколько месяцев закупают кислоту у «Еврохима», раньше поставки по более низкой цене шли из Северодонецка. Но украинский завод несколько раз сокращал или останавливал производство в связи с ростом цен на газ, а в мае полностью прекратил работу. Вчера в группе DF «Ъ» подтвердили, что «в связи с нестабильной обстановкой и для обеспечения безопасности сотрудников и жителей региона» с мая завод временно не работает, но цену продажи уксусной кислоты не уточнили.

Глава информационно-аналитического портала Rupec Андрей Костин отмечает, что себестоимость уксусного реагента выросла с 63 тыс. руб. за тонну до 89 тыс. руб.— на 41,1%). Но основной вклад в это (62,5%) внес рост цены на едкий калий, вклад удорожания уксусной кислоты ощутим (30,8%), но не доминирует, говорит эксперт. Он отмечает, что одной из основных причин роста стоимости ингредиентов с учетом доли импорта стало снижение стоимости рубля. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что аэропорты не вправе менять тарифы при росте издержек и им придется обращаться за субсидированием к государству или поднимать стоимость обслуживания самолетов.

Источник: Коммерсантъ