Госрегулирования не будет


Правительство предложило отменить регулирование тарифов в московских аэропортах

Вице-премьер Игорь Шувалов распорядился разработать изменения в нормативно-правовую базу, которые позволят отменить госрегулирование тарифов в аэропортах московского авиационного узла (МАУ), сообщает ИТАР-ТАСС. Поручение должно быть выполнено к декабрю, его исполнение поручено Федеральной службе по тарифам (ФСТ), Минтрансу и Минэкономразвития.

Задание было озвучено на встрече, посвященной развитию МАУ, которая состоялась в середине октября. Если оно будет выполнено, московские аэропорты станут первыми в России, тарифы в которых не будут регулироваться. Авиакомпании, опасаясь увеличения аэропортовых сборов, уже выступили против подобного развития событий.

В настоящий момент Федеральная служба по тарифам регулирует четыре вида аэропортовых сборов: за взлет-посадку, авиационную безопасность, пользование аэровокзалом и обслуживание пассажиров. По данным аналитического издания «Ежегодник ATO» за 2014 г., по состоянию на 31 декабря 2013 г. в аэропортах МАУ были установлены следующие диапазоны тарифов: за взлет-посадку — 163,5–185,0 руб./т; за авиабезопасность — 50,8–145,6 руб./т; за пользование аэровокзалами — 45,5–350,0 руб./пасс.; обслуживание пассажиров — 45,4–144,0 руб./пасс.

Таким образом, даже в условиях госрегулирования разброс тарифов может быть существенным. Стоит отметить, что самые высокие ставки по тарифам в целом по России установлены в северных аэропортах — Новосибирске, Новом Уренгое, Якутске, а также дальневосточных (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск).

Самостоятельно аэропорты устанавливает тарифы за метеообеспечение, обработку грузов и почты и за ряд других услуг.

Полный отказ от регулируемых тарифов рассматривается в связи с планами передачи аэропортов МАУ в концессию, которая предполагает сдачу принадлежащих государству территорий аэродромов в пользование аэропортам на безвозмездной основе на длительное время (49 лет для Шереметьево и Внуково; Домодедово — до 2073 г., согласно ранее заключенному договору аренды). При этом аэропортам вменяется в обязанность поддерживать и развивать аэропортовую инфраструктуру.

По данным ИТАР-ТАСС, в 2013 г. регулируемые сборы составили более 40% выручки аэропорта Шереметьево. Во всех трех аэропортах МАУ признали, что отмена регулирования, скорее всего, приведет к повышению сборов. Предполагается, что это позволит им более эффективно организовать возврат вложенных в инфраструктуру инвестиций.

Источник: АТО