2014 год не внес существенных корректив в работу провайдера
Несмотря на изменившиеся экономические реалии, турецкие провайдеры услуг бизнес-авиации заканчивают 2014 год явно в плюсе. На прошлой неделе мы побеседовали с представителями компании Gozen Air Service, которые обеспечивают почти две трети бизнес-трафика в главном аэропорту страны – Istanbul Ataturk.
Несмотря на удручающую статистику, которая свидетельствует о явном «провале» трафика в Европе в минувшем году, турецкие аэропорты напротив фиксируют небольшой, но все же рост. При этом тренд одинаков, как для популярных туристических направлений, так и для бизнес-перелетов в крупные города страны. Стамбульский аэропорт Istanbul Ataturk в этом году переживает масштабную реконструкцию аэродромной инфраструктуры, которая наложила определенный отпечаток и на полеты бизнес-джетов. Однако, согласно предварительным данным Gozen Air Service, в 2014 году силами компании удалось обслужить чуть более 6000 рейсов, что в процентном соотношении дало увеличение на 15% по сравнению с 2013 годом. Аналогичная картина наблюдается и в другом стамбульском аэропорту – Sabiha Gokcen Airport. Общий же трафик полетов бизнес-авиации в Istanbul Ataturk по итогам года составит порядка 10000 рейсов, еще около 5500 «даст» Sabiha Gokcen Airport.
По-прежнему весьма высока доля «российских» рейсов. «Основной бизнес-трафик приходится на российских клиентов и граждан Турции, летающих в Россию с деловыми визитами. Эта цифра колеблется от 55% до 65% от всего международного трафика в зависимости от сезона», - комментирует вице-президент по маркетингу Gozen Air Service Осман Кинали. В Gozen Air Service уверены, что политическое и экономическое сближение двух стран, особенно после крайнего визита Президента России Владимира Путина в Анкару, даст дополнительный импульс для развития деловых перелетов между двумя странами.
Существенных инфраструктурных инвестиций в текущем году Gozen Air Service не планирует, так как обладает достаточным количеством объектов, необходимых для обеспечения рейсов любой сложности и на любых типах воздушных судов. Однако основные надежды компания связывает с новым аэропортом, который откроется в 2017 году в 40 километрах к северу от Стамбула. С пассажиропотоком в 150 млн. пассажиров он станет крупнейшим в Европе (шесть взлетно-посадочных полос, два пассажирских терминала, грузовой комплекс, зарезервировано место под бизнес-авиацию и выставочный комплекс). Уже сейчас компания резервирует для собственных нужд участки земли для строительства инфраструктуры с нуля. По турецкому законодательству арендный договор заключается сроком всего на пять лет с последующей пролонгацией, что весьма рискованно для инвестиций в серьезные проекты. Механизм же компенсаций при расторжении арендного договора еще более сложен, как по процедуре, так и по времени. Поэтому компания, инвестирующая «длинные» деньги, должна учитывать этот факт и выстраивать соответствующие отношения с администрацией.
Напомним, что на территории аэропорта Ataturk расположен единственный терминал для бизнес-пассажиров, который используют все операторы. Это связано с особенностями турецкого законодательства, согласно которому функции иммиграционных и таможенных служб не могут быть отданы на аутсорсинг – это государственные функции. Строить же FBO ради FBO в Турции не хотят, и поэтому пассажиры обслуживаются в весьма скромном, но очень комфортном терминале. В среднем время прохождения всех процедур занимает не более 15 минут, после чего пассажиры отправляются на борт самолета. Здесь все рядом – перрон, рассчитанный на одновременное нахождение 60 самолетов различной вместимости, имеет собственные рулежные дорожки. Хотя время руления в связи с трафиком может достигать 20-25 минут.