В Китае намечается грандиозная стройка


В период с 2016 по 2020 гг. в стране планируют построить около 2800 аэропортов для АОН

Грандиозные планы строительства аэропортов для авиации общего назначения в Китае просочились в СМИ. Как сообщает Global Times со ссылкой на источник в авиационных кругах Поднебесной, в течение 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) в стране планируется построить около 2800 небольших аэропортов универсального предназначения. Огромный инфраструктурный проект, как ожидается, создаст новый импульс для экономического роста Китая. Даже по скромным подсчетам минимальные инвестиции составят более $ 44,7 млрд. И по мере реализации проекта эта сумма обязательно вырастет, считают эксперты. К примеру, в настоящее время для авиации АОН доступны лишь 78 аэропортов.

По мнению ряда экспертов, государственный план направлен на удовлетворение сильного рыночного спроса. При этом ставку исключительно, например, на деловую авиацию делать не будут. Аэропорты станут универсальные, где будут базироваться не только частные воздушные суда, но и аварийно-спасательные и медицинские службы. Это в свою очередь даст определенный толчок к развитию целых сегментов, которые в последнее время государство отдает на аутсорсинг частным компаниям.

Параллельно амбициозным инфраструктурным проектам авиационные чиновники обещают продолжать «либерализацию» неба. Вслед за открытием нижнего воздушного пространства (ниже 1000 метров), будет существенно уменьшено количество закрытых зон. Немаловажно и то, что в будущем планируется существенно уменьшить давление на администрации аэропортов в сфере формирования ценообразования.

Китайский рынок авиации общего назначения в последнее время все чаще становится предметом обсуждения на страницах СМИ. Так, новый антикоррупционный закон, введенный китайскими властями в ноябре 2014 года, уже дает свои плоды и многочисленные публикации. Согласно новым порядкам, чиновники должны своевременно предоставлять начальству отчеты об изменениях своего семейного положения, местонахождении «вторых половинок» и детей в случае их выезда за рубеж, личных доходах, находящемся в собственности жилье и семейных инвестициях. Правила приняты канцеляриями Госсовета КНР и ЦК КПК. Они касаются всех ответственных сотрудников партийно-государственного аппарата, общественных организаций, государственных предприятий и холдингов. Кроме того, официальные лица должны сообщать о своих загранпаспортах и визах, а также об иностранном гражданстве членов своих семей, включая паспорта Гонконга, Макао и Тайваня.

Еще в августе 2014 года ситуация была просто превосходной. Согласно отчету Chongqing Youth News, в 2013 году китайские клиенты заказали 248 бизнес-джетов, что на 28% больше, чем годом ранее. Однако более трети заказов были отменены сразу же после публикации новых правил. Согласно опросу, в начале 2014 года 42% состоятельных китайцев планировали приобрести новый самолет, тогда как в конце года эта цифра опустилась до 29%. И, хотя она по-прежнему достаточно высока (в среднем по миру – 23%), аналитики уверены, что негативный тренд сохраняться.

«Антикоррупционная кампания, развернутая председателем КНР Си Цзиньпином, уже привела к сворачиванию щедрых банкетов и шикарных мероприятий за бюджетный счет, а теперь начала оказывать влияние на рынок недвижимости и предметов роскоши. Чиновники, опасаясь репрессий, продают свои особняки, самолеты, роскошные авто, снижая цену на 5-10% от рыночной. За первое полугодие прошлого года китайские ведомства по проверке дисциплины и надзорные органы наказали 84 тысячи нарушителей партийной и административной дисциплины, это на треть больше, чем в прошлом году», - пишет The Wall Street Journal.

Среди производителей паники пока нет, однако свою озабоченность высказывают многие. Так, генеральный директор Embraer Фредерико Курадо заявил, что в последнее время компании пришлось столкнуться с дополнительными сложностями при ведении бизнеса в Китае. Причем эти препятствия, коснувшиеся всей отрасли бизнес-авиации в стране, напрямую связаны с ведущейся в Китае антикоррупционной кампанией. В интервью британской Financial Times Фредерико Курадо отметил, что замедление активности деловой авиации в Китае оказалось неожиданным и резким. После того, как премьер-министр Китая Ли Кэцян в ноябре 2013 года объявил о старте антикоррупционного движения, за этим немедленно последовал обвал чартерного рынка страны. Правительственные чиновники и руководители государственных корпораций в массовом порядке отказываются от традиции фрахтования воздушных судов, опасаясь того, что использование бизнес-джетов вызовет в их адрес негатив и подозрения.

По данным агентства AMSTAT, 44 из 46-и чартерных авиакомпаний Китая за последний год столкнулись со значительными денежными потерями. Кроме того, в настоящее время 10% общекитайского флота бизнес-джетов выставлено на продажу – это на 6 % больше, чем в 2013 году.